I. Типовые вопросы, связанные с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах) и заполнением соответствующей формы справки.
Общие вопросы по представлению сведений.
1. Является ли уважительной причина непредставления сведений о доходах служащим, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу? Каков порядок применения мер юридической ответственности за непредставление указанных сведений такими лицами?
Статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не содержит каких-либо исключений из установленной для служащих обязанности представлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
При этом пунктом 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее соответственно — Положение о комиссиях, комиссия), предусмотрена возможность направления служащим заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Однако для самого служащего право направить такое заявление в отношении сведений о своих доходах законодательством не установлено.
Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставление сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт «в» пункта 16 Положения о комиссиях). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.
1.1. Куда подают заявления о невозможности представить сведения о доходах лица, замещающие муниципальные должности? Каким органом рассматриваются данные заявления, какие решения могут приниматься?
Лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Руководствуясь федеральным Положением о комиссиях целесообразно предусмотреть положения, касающиеся подачи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации заявления о невозможности представить сведения о доходах, обеспечения рассмотрения им таких заявлений, а также возможные решения при рассмотрении данных заявлений в соответствующих субъектовых и муниципальных Положениях о комиссиях. Например, данный вопрос может быть рассмотрен на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации.
2. При рассмотрении заявления служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — заявление о невозможности представить сведения) какие доводы являются достаточными для принятия комиссией решения о том, что причина непредставления служащим таких сведений является объективной и уважительной? Может ли служащий подавать такое заявление ежегодно, несколько раз с перерывами?
К ситуациям, когда отсутствует возможность представить сведения о супруге, относятся, например, случаи, когда супруга (супруг) находится в длительной командировке или в местах отбывания наказания, или супруги не проживают совместно. Кроме того, супруга (супруг) может также отказаться по субъективным причинам представить соответствующие сведения.
При этом сам по себе факт разрыва отношений, на наш взгляд, не может расцениваться как объективная и уважительная причина, в силу особого характера обязанностей, возложенных на лицо при замещении им соответствующей должности.
Причину непредставления служащим сведений о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались ли меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, получению таких сведений от супруги (супруга) и в отношении несовершеннолетних детей, запрашивалась ли доступная лицу информация из регистрирующих органов).
При получении антикоррупционным подразделением заявления о невозможности представить сведения необходимо дать объективную оценку разумной достаточности мер, принятых служащим для получения сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также результатов, которые были получены. Проведенная оценка данных мер и результатов, а также иной доступной информации, которая способна повлиять на решение комиссии, должна быть оформлена в информационную справку и направлена членам комиссии для возможности их предварительного ознакомления с конкретной ситуацией.
Учитывая, что обязанность служащих представлять сведения о доходах возникает ежегодно (с 1 января), направление заявления о невозможности представить сведения должно осуществляться ежегодно.
3. Обязан ли служащий подавать сведения о доходах при увольнении в период с 1 января по 30 апреля?
Законодательством установлен конкретный перечень лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах. После увольнения со службы на гражданина вышеуказанная обязанность не распространяется.
Исполнение служащим указанной обязанности по предыдущему месту службы может свидетельствовать о надлежащем соблюдении им запретов и ограничений, исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Рекомендуем доводить данную информацию до служащих, планирующих свое увольнение.
Обращаем внимание, что в случае поступления гражданина на службу в период декларационной кампании гражданин представляет сведения о доходах в установленном порядке. Обязанность повторного представления (в качестве служащего) сведений о доходах до 30 апреля отсутствует, поскольку служащий не замещал соответствующую должность по состоянию на 31 декабря.
4. Является ли нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, влекущим применения взысканий, указание в справке о доходах сведений о расходах при отсутствии правовых оснований для представления данных сведений?
Заполнение соответствующего раздела справки о доходах сведениями о понесенных расходах при отсутствии установленных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственную должность, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ) оснований не является нарушением со стороны служащего требований антикоррупционного законодательства. Данный служащий не подлежит привлечению к ответственности за представление таких сведений о расходах.
5. Вопрос, касающийся возможности подтверждения состава семьи лица, подающего сведения о доходах.
В каждом конкретном случаи необходимо принять все доступные меры по установлению состава семьи лица, подающего сведения. Например, запросить личное дело лица и проверить информацию, хранящуюся в нем; направить запросы в органы ЗАГС по месту жительства или рождения лица; провести беседы с лицом и (или) его коллегами.
Кроме того, отдельные должностные лица наделены правом направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении соответствующих видах проверки. Ответы на указанные запросы также могут способствовать установлению состава семьи лица, подающего сведения о доходах.
6. В течение какого периода времени с момента представления сведений о доходах данные сведения должны быть проанализированы?
Ответ: законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции устанавливает, что анализ сведений о доходах проводится в отношении представленных сведений о доходах. Момент представления данных сведения наступает тогда, когда служащий сдает справку о доходах, а антикоррупционное подразделение ее принимает. Таким образом, анализ сведений о доходах может проводиться с 1 мая года, когда сведения о доходах были представлены.
Однако необходимо учитывать, что срок давности для привлечения служащего к ответственности три года. В этой связи необходимо учитывать данный срок при анализе сведений о доходах и последующем принятии решения о проведения соответствующей проверки при необходимости.
С целью выявления и своевременного исправления возможных ошибок (неточностей) в справках о доходах рекомендуем оказывать консультативно-методическую помощь служащим до представления ими данных справок в установленном порядке.
Вопросы, касающиеся заполнения отдельных разделов справки о доходах.
Пролог: если не ясны какие-либо положения или сноски к форме справки о доходах, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации № 460, обращайтесь к Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, ежегодную подготовку которых осуществляет Министерство.
- Раздел 1 Сведения о доходах
- Раздел 2 Сведения о расходах
- Подраздел 3. 1 Недвижимое имущество
- Подраздел 3. 2 Транспортные средства
- Раздела 4 Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях
- Подраздел 6. 1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании
- Подраздел 6. 2 Срочные обязательства финансового характера
- Раздел 7 Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки
Раздел 1 Сведения о доходах
1. Необходимость отражения страховых выплат при досрочном расторжении договора и выплат при наступлении страхового случая «дожитие».
Выплаты при досрочном расторжении договора (выкупная сумма) не указываются, поскольку происходит возврат части денежных средств по несостоявшемуся договору.
В случае наступления страхового случая, в том числе при «дожитии», полученные выплаты подлежат указанию.
Раздел 2 Сведения о расходах
1. Необходимо ли заполнять раздел 2 справки при приобретении недвижимого имущества посредством участия в долевом строительстве, в случае, если оплаченная в 2017 г. по указанному договору сумма превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за 2014-2016 г., а государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество произведена в 2018 г.?
Раздел 2 справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми осуществлены расходы по сделке (сделкам) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
В случае, если оплата суммы по договору произведена в 2017 г. и данная сумма превышает общий доход семьи за предшествующий трехлетний период, сведения о расходах необходимо предоставить в рамках декларационной кампании 2018 г. и без учета того, что государственная регистрация права собственности произведена только в 2018 г., поскольку именно в 2017 г. были понесены расходы по сделке.
При этом обращаем внимание на необходимость заполнения в данной ситуации подраздела 6.2 справки с указанием на обязательство застройщика перед служащим.
2. Необходимо ли заполнять раздел 2 справки при приобретении служащим и его родителями недвижимого имущества, каждый из которых приобрел по 1/3 доли в данном имуществе? Сумма по сделке превышает доход служащего за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Однако сумма за 1/3 доли — не превышает трехгодовой доход.
В случае если в сделке по приобретению недвижимости на стороне покупателя выступает множественность лиц, одним из которых является лицо, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, имущество приобретается в общую собственность, в том числе с определением долей, о такой сделке, превышающей доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, необходимо представить сведения о расходах.
В случае если заключаются отдельные сделки по приобретению долей в недвижимости, то учитывается общая стоимость каждой из сделок совершенных лицом, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, и его супругой (супругом).
3. При определении необходимости заполнения раздела 2 справки необходимо соотносить расходы по приобретению имущества и доходы, полученные за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Например, в случае приобретения служащим имущества в 2017 г. учитываются доходы, полученные в 2014-2016 гг. При этом, ранее в 2016 г. служащий приобрел другое имущество. Необходимо ли при определении доходов за 2014-2016 гг. учитывать расходы по приобретению имущества в 2016 г.?
Из положений Федерального закона № 230-ФЗ следует, что оценка соразмерности понесенных расходов на сделки в отчетном периоде доходам осуществляется исходя из доходов, полученных служащим и его супругой (супругом) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При осуществлении подсчета дохода, полученного за три последних года, предшествующих отчетному периоду, обязанность учета понесенных (возможно понесенных) расходов в течение данного трехлетнего период законодательством Российской Федерации не установлена.
Вместе с тем, при установлении фактов ежегодной покупки объектов имущества, ценных бумаг, акций рекомендуем проводить тщательный анализ расходов и доходов, с целью последующего проведения проверки при необходимости.
Подраздел 3. 1 Недвижимое имущество
1. Заполнение подраздела 3.1 справки в случаях, когда договор купли-продажи заключен в конце отчетного периода, а право собственности — в следующем отчетном периоде.
Аналогично: заполнение раздела 1 справки в случаях, когда договор купли-продажи заключен в конце отчетного периода, а деньги поступили на счет лица, в отношении которого представляются сведения, в следующем отчетном периоде.
Данное имущество в подразделе 3.1 справки не отражается. Если по состоянию на 31 декабря служащий пользуется купленным имуществом, то данное имущество отражается в подразделе 6.1 справки.
Доход: если на 31 декабря денежные средства не поступили — сведения о них не указываются.
Подраздел 3. 2 Транспортные средства
1. Считаются ли транспортные средства, находящиеся в собственности физического лица — индивидуального предпринимателя, являющегося одновременно депутатом на непостоянной основе (в том числе сельскохозяйственная техника: трактора, комбайны, сеялки, прицепы и т.д.), личной собственностью такого депутата и подлежат ли указанию в справке о доходах?
В случае, если сельскохозяйственная техника зарегистрирована в соответствующих органах на депутата в статусе физического лица, то она подлежит отражению в справке о доходах. В ином случае, когда такая техника зарегистрирована на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, она является коммерческим имуществом и не подлежит отражении.
Аналогичным подходом необходимо руководствоваться при возникновении срочных обязательств финансового характера.
Раздела 4 Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях
1. Заполнение графы 6 «Сумма поступивших на счет денежных средств» раздела 4 справки на несовершеннолетнего ребенка.
Графа 6 раздела 4 справки заполняется в случаях, если указанная сумма превышает общий доход служащего (работника) и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года. Таким образом, графа 6 раздела 4 справки должна быть заполнена, если сумма поступивших денежных средств на счет ребенка превышает трехгодовой доход его родителей.
Подраздел 6. 1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании
1. Указание в подразделе 6.1 справки земельного участка под гаражом (машино-места) (в гаражном кооперативе, на многоуровневой (подземной/надземной) парковке, на придомовой территории, на обособленном (выделенном) земельном участке).
Если имеется документ о праве собственности или договор аренды на земельный участок, на котором расположен гараж (машино-места) — данный земельный участок отражается в подразделе 3.1 или 6.1 справки соответственно.
В случае отсутствия документов на земельный участок — данный земельный участок не отражается.
Подраздел 6. 2 Срочные обязательства финансового характера
1. Заполнение подраздела 6.2 справки в случае, если по кредитному обязательству (не превышающему 500 тыс. руб.) накоплены проценты (суммарно с суммой займа превышающие 500 тыс. руб. / сами проценты превышают 500 тыс. руб.)
Пени, штрафы, проценты за просрочку платежа по кредитному договору предусматриваются в условиях кредитного договора и являются финансовым обязательством перед кредитором при наступлении определенных условий.
Таким образом, при возникновении таких условий возникает обязательство финансового характера, вытекающее из кредитного договора. В случае, если данное обязательство является равным или превышает 500 тыс. руб., то сведения о таком обязательстве отражаются в подразделе 6.2 справки.
2. Договора страхования жизни в подразделе 6.2 справки не указываются.
Раздел 7 Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки
1. Необходимо ли отражать информацию об утилизации автомобиля в случае самостоятельной утилизации транспортного средства (например, разбор на запчасти) без заключения договора на утилизацию с организацией, осуществляющей данный вид деятельности (документы, подтверждающие утилизацию отсутствуют), или должен быть документ, подтверждающий утилизацию транспортного средства, фактическое его уничтожение, гибель (акт об утилизации и др.).
Самостоятельная утилизация, например, разбор автомобиля на запчасти, не прекращает право собственности на данный автомобиль. В данном случае раздел 7 справки не заполняется, такой автомобиль необходимо отражать в разделе 3.2 справки.
II. Вопросы, связанные с проведением проверки достоверности и полноты сведений, а также с осуществлением контроля за расходами (далее — проверка).
1. Основания для инициирования проверки.
1.1. Критерии признания информации достаточной для инициирования процедуры проверки.
Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных служащим сведений. Как правило, данная информация содержится в различных документах, отражающих действительное имущественное положение служащего и членов его семьи. Она может находиться в открытом доступе (например, в открытых государственных реестрах, в том числе иностранных, в средствах массовой информации) или содержаться в представленных служащим документах.
Признаками, свидетельствующими о необходимости проведения проверки, могут служить:
— не совпадение (расхождение) представленной служащим информации, в том числе в бумажном виде и (или) в ходе беседы;
— сомнение в подлинности представленных сведений;
— путаность и оговорки, допускаемые служащим при проведении с ним беседы.
В случае, если работниками подразделений при проведении анализа представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности данных сведений, необходимо инициировать проведение проверки.
Полученная от органов и организаций информация, свидетельствующая о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам (без приложения соответствующих документов), не означает, что проверку проводить нельзя.
Учитывая, что достаточность информации является оценочной категорией, необходимо помнить, что любая информация (кроме анонимной) о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам либо наличии сомнений в объективности такой информации может быть признана достаточной.
2. Организационные вопросы осуществления проверки.
2.1. Необходимо ли при проведении проверки осуществлять комплексную проверку всех отраженных в справках сведений или только в части тех недостоверных сведений, которые явились основанием для проведения такой проверки?
При наличии оснований для проведения проверки (например, представление органов прокуратуры о сокрытии недвижимого имущества) рекомендуется проводить проверку всех сведений, содержащихся в справке, несмотря на то, что сомнение в достоверности представленных сведений заключается, например, лишь по одному разделу справки.
Указанный подход позволяет полноценно оценить исполнение служащим обязанности по представлению достоверных сведений о доходах и избежать повторного проведения проверки и возможного привлечения служащего к ответственности в случае, если выявляются новые ошибки в ранее представленных сведениях.
Доклад о результатах проверки, а также сведения о соблюдении служащим ограничений, установленных федеральными законами, приобщается к личному делу служащего.
2.2. Может ли быть проведен контроль за расходами за год, выходящий за пределы трехлетнего периода (например, может ли быть проведена в 2018 году проверка о расходах, совершенных в 2013 году)?
Федеральный закон № 230-ФЗ устанавливает, что сведения о расходах представляются по каждой сделке, совершенной в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее — отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Также установлено, что основанием для осуществления контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) на общую сумму, превышающую общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Федеральный закон № 230-ФЗ не содержит ограничений по временному периоду совершения сделок, по которым может быть осуществлен контроль за расходами.
В соответствии со статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, с момента поступления в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 230-ФЗ информации о том, что лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, начинает исчисляться трехлетний срок исковой давности в течении которого процедуры контроля за расходами являются целесообразными, так как могут привести к обращено в доход Российской Федерации соответствующего имущества.
2.3. Проведение проверки в случаях, когда лицо, в отношении которого проводится проверка, уволилось (было уволено) по другим основаниям до ее завершения.
В данном случае рекомендуется довести проверку до конца, поскольку возможно выявление по результатам проверки состава административного правонарушения или уголовного преступления.
2.4. Возможность использования специализированных программных продуктов в целях осуществления проверки (например, СПАРК-интерфакс);
Запрет на использование подобных программных продуктов законодательство Российской Федерации не устанавливает.
2.5. Получение согласия на проведение бесед с гражданами и служащими в рамках проведения проверки (в том числе форма получения согласия, последствия отказа и пр.);
При проведении в отношении служащего проверки антикоррупционное подразделение вправе проводить беседы с данным служащим и получать необходимые пояснения. Подтверждение согласия на проведение беседы нецелесообразно, поскольку при таком согласии беседа состоится. В случае отказа служащего от проведения беседы, рекомендуется документально зафиксировать факт такого отказа в присутствии трех служащих уполномоченного подразделения.
В рамках проведения анализа сведений о доходах согласие или отказ служащего на проведение с ними беседы, получение от него пояснений целесообразно оформлять в письменном виде в произвольной форме.
2.6. Ответственность уполномоченных должностных лиц, осуществляющих проверку.
В случае ненадлежащего исполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, установленной законодательством.
2.7. Кадровое подразделение обязано ознакомить служащего, в отношении которого проведена проверка, с результатами проверки. В какой форме и сроки целесообразно осуществлять данное ознакомление (письменная форма, под роспись, выдача копии доклада или выписки из него, др.)?
Подпунктом «в» пункта 24 Положения о проверке установлено право служащего давать пояснения в письменной форме, в частности, по результатам проверки. В соответствии с пунктом 25 Положения о проверке такие пояснения приобщаются к материалам проверки. В этой связи в целях защиты интересов служащего представляется целесообразным уведомлять служащего в произвольной письменной форме (с отметкой об ознакомлении) о результатах проверки до направления соответствующего доклада представителю нанимателя (уполномоченному лицу).
2.8. Каков объем прав у антикоррупционного подразделения по выяснению наличия финансовой возможности у родственников служащего при предоставлении им денежных средств, которые используются для обоснования сделки по приобретению нового имущества?
Права антикоррупционного подразделения на установление финансового состояния родственников служащего ограничены. Вместе с тем, Федеральным законом № 230-ФЗ предусмотрено, что антикоррупционные подразделения обязаны уведомить служащего в письменной форме о проведении в отношении него или членов его семьи контроля за расходами и о необходимости представить сведения, в том числе об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. В целях подтверждения финансовой возможности родственников служащего антикоррупционным подразделениям предоставлено право проведения бесед со служащим и иными лицами с их согласия, в рамках которых может быть запрошена и установлена необходимая информация.
3. Межведомственное взаимодействие в ходе проведения проверки.
Подпунктом «л» Указа Президента Российской Федерации № 1065 антикоррупционные подразделения при осуществлении анализа сведений о доходах наделены правом получения от государственных (муниципальных) органов, предприятий, учреждений и организаций информации о соблюдении служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну). Таким образом, до начала проведения соответствующей проверки государственные органы вправе направлять запросы и получать указанную информацию. Однако стоит отметить, что в случае подтверждения несоблюдения служащими требований к служебному поведению привлечение такого служащего к ответственности возможно только по результатам проверки.
3.1. Если в рамках анализа сведений о доходах направлялись запросы в организации, например Росреестр, необходимо ли при проведении проверки повторное направление запросов или возможно использование ответов, полученных в рамках проводимого анализа?
Ответ: в случае получения в рамках анализа сведений о доходах необходимой информации от государственных органов, свидетельствующей о совершении служащим коррупционного правонарушения, повторное направление аналогичных запросов при проведении проверки в отношении данного служащего не целесообразно.
III. Применение мер ответственности по результатам проверки.
1. Критерии квалификации недостоверной информации в сведениях в качестве «технической ошибки».
Ответ: к числу таких ошибок могут быть отнесены, в частности:
— ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п., а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;
— некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей»);
— некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, при правильном предоставлении иной информации по соответствующему разделу справки (случаи, когда указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет, или вместо правильного указания организационно-правовой формы кредитной организации ПАО «Сбербанк России» указано ПАО «Сбербанк», Сбербанк и т.п.), при условии, что указанное наименование кредитного учреждения позволяет его достоверно установить;
— ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации (при условии достоверного указания субъекта Российской Федерации).
2. Сроки давности привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Ответ: взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. В данный месячный срок не включается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Вместе с тем взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Таким образом, настоятельно рекомендуем, в частности касательно сведений о доходах, не дожидаться представлений органов прокуратуры, а самостоятельно в кратчайшие сроки осуществлять комплексный анализ представляемых сведений о доходах и инициирование при необходимости проверочных мероприятий.
Для иных видов службы или трудовой деятельности законодательством Российской Федерации установлены иные сроки.
3. Может ли служащий быть привлечен к ответственности за неполноту и недостоверность представленных сведений о доходах в случае, если проверкой, проведенной до истечения месячного срока, предусмотренного законодательством для внесения уточненных сведений, были выявлены нарушения?
Ответ: согласно пункту 8 Положения о представлении сведений о доходах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 559, в случае если служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке.
Служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца. Таким образом, данный срок предусмотрен для уточнения представленных сведений работником в инициативном порядке.
Выявление кадровыми подразделениями нарушений при представлении указанных сведений до истечения названного месячного срока не препятствует привлечению работника к установленной ответственности.
Однако важно в целях соблюдения права служащего на внесение необходимых изменений в справку о доходах полагаем целесообразным проводить соответствующие проверки достоверности представленных сведений по истечении указанного срока для внесения уточненных сведений.
Проанализированы вопросы, возникающие при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Представляется важным отметить следующее.
Уважительной причиной непредоставления сведений может быть любая жизненная ситуация госслужащего, которую комиссия по урегулированию конфликта должна коллегиально рассмотреть и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении лица к ответственности либо отсутствии объективных причин для этого. Заявление о невозможности направить сведения необходимо подавать ежегодно.
При поступлении гражданина на службу в период декларационной кампании он подает сведения о доходах. Обязанность повторного предоставления (в качестве служащего) сведений о доходах до 30 апреля отсутствует, поскольку лицо не замещало соответствующую должность по состоянию на 31 декабря.
Даны разъяснения по вопросу формирования некоторых разделов справки о доходах и расходах.
Порядок заполнения раздела 1 «Сведения о доходах».
Заполнение данного раздела предусматривает предоставление сведений о доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от источников в Российской Федерации, за пределами Российской Федерации, включая пособия, получаемые служащим на ребенка, алименты, пенсии и иные социальные выплаты, субсидии на приобретение жилого помещения, проценты на вклады.
Понятие «доход» применяется в том значении, в каком используется в гражданском, финансовом, налоговом и других отраслях законодательства. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).
— по основному месту работы (общая сумма дохода, содержащаяся в справке № 2НДФЛ по месту службы);
— от педагогической деятельности (общая сумма дохода, содержащаяся в справке № 2НДФЛ по месту преподавания);
— от научной деятельности (доходы, полученные по результатам заключенных договоров на выполнение НИОКР и оказание возмездных услуг в области интеллектуальной деятельности, от публикации статей, учебных пособий и монографий, от использования авторских или иных смежных прав);
— от иной творческой деятельности (доходы от создания литературных произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна; создания произведений скульптуры; создания аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов); создание музыкальных произведений и др.);
— от вкладов в банках и иных кредитных организациях (доход от денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемых служащим в целях хранения и получения дохода, от вклада в золото в банке);
— от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, включающие:
дивиденды, полученные служащим — акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации;проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации по денежным вкладам и долговым обязательствам.
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
пенсии, пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение), стипендии, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (указывается в тот отчетный период, в котором денежные средства перечислены со счета № 40302 на счет продавца) и иные аналогичные выплаты, полученные служащим;
доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, которые расходуются служащим, являющемся опекуном или попечителем;
государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;
социальные выплаты в денежной форме (замена скидок по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи), представляемые отдельным категориям граждан;
денежные средства, выплаченные (перечисленные на счет) взамен выдачи полагающегося натурального довольствия;
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
доходы от реализации недвижимого и иного имущества, принадлежащего служащему, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
выплаты государственному служащему, являющемуся правопреемником умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Не подлежат указанию в разделе I справки следующие виды доходов:
— возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками;
— компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе представляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
— сумма социального и имущественного налогового вычета, получаемая государственным служащим как налогоплательщиком.
Порядок заполнения раздела 2 «Сведения об имуществе».
Подраздел 2.1. Недвижимое имущество.
При заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие государственному служащему на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или каком государстве зарегистрированы.
Подраздел 2.2. Транспортные средства.
В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности — легковые и грузовые автомобили, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный транспорт, воздушный транспорт и иные транспортные средств, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или каком государстве зарегистрированы.
Также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д.
Дата производства (выпуска) транспортного средства определяется по данным регистрационных документов (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.п.), по данным идентификационного номера (VIN).
Порядок заполнения раздела 3 «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях».
Информация, необходимая для заполнения данного раздела, содержится в договоре банковского вклада, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным (для физических лиц) или депозитным (для юридических лиц) сертификатом, либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Государственные служащие, являющиеся держателями зарплатных карт, указывают их в данном подразделе, отражая соответственно наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюту счета, дату открытия счета, номер счета и остаток на карте по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Порядок заполнения раздела 4 «Сведения о ценных бумагах».
При заполнении данного раздела необходимо учитывать следующее.
Акция — подтверждение права на долю в капитале (праве на получение части прибыли, право на участие в управлении, право на получение части стоимости имущества эмитента при его ликвидации).
Видами ценных бумаг являются облигации, банковские сберегательные сертификаты, векселя (простые и переводные), чеки, закладные, паи.
Обращаем внимание, что государственный служащий может владеть ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), если это не приводит к конфликту интересов.
При принятии комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, руководителем государственного органа решения о необходимости передачи государственным служащим ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, передача указанных ценных бумаг производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании договора доверительного управления имуществом.
Порядок заполнения раздела 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера».
Подраздел 5.1. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании.
Указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие). При этом указывается общая площадь объекта недвижимого имущества, находящегося в пользовании.
Данный подраздел заполняется в обязательном порядке теми государственными служащими, которые по месту прохождения службы (например, в соответствующем субъекте Российской Федерации) имеют временную регистрацию.
Подлежат указанию сведения:
о жилой площади (дом, дача, квартира и т.д.), не принадлежащей служащему или членам его семьи на праве собственности или на праве нанимателя, где он (они) фактически проживает по состоянию на отчетную дату без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма;
о квартирах, занимаемых по договору аренды (найма, поднайма) жилого помещения;
о квартирах, занимаемых по договорам социального найма.
В подразделе 5.1 не указывается имущество, которое находится в собственности и указано в подразделе 2.1 справки.
Сведения об объекте недвижимого имущества, находящемся в долевой собственности государственного служащего (1/2 доля квартиры) и члена его семьи (1/2 доля квартиры), отражаются в подразделе 2.1. « Недвижимое имущество» справки (с указанием доли) государственного служащего и члена его семьи. При этом сведения о том, что государственный служащий пользуется долей (1/2) объекта недвижимого имущества, не принадлежащей ему на праве собственности, в подраздел 5.1 не вносятся.
Подраздел 5.2. Прочие обязательства.
В данном подразделе отражаются сведения обо всех имевшихся на отчетную дату срочных финансовых обязательствах, сумма обязательств по которым превышает 461 100 рублей. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года составляет 4 611 рублей в месяц (по состоянию на 1 января 2012 года).
договоры о предоставлении кредитов, в том числе при наличии у служащего кредитной карты с доступным лимитом овердрафта (в данной графе указываются обязательства, возникшие в связи с имеющейся задолженностью по кредитной карте на конец отчетного периода свыше 461,0 тыс. рублей);
договоры финансовой аренды;
договоры финансирования под уступку денежного требования;
обязательства вследствие причинения вреда (финансовые) и т.д.
В графе 3 указывается вторая сторона обязательства: кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес. Если служащий взял кредит в банке и является должником, то в графе указывается вторая сторона обязательства — кредитор, например: ОАО «Сбербанк России».
В случае если служащий по объективным причинам не может представить сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ему следует направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление, в котором указать причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в каждом федеральном государственном органе.
В случае если по состоянию на конец отчетного периода ребенок государственного служащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.
Согласно Закону о противодействии коррупции лица, претендующие на определенные должности госслужбы или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супругов и несовершеннолетних детей).
Минтруд России разъяснил порядок заполнения соответствующих справок.
Так, в разделе 1 указываются сведения о доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от источников в России и за ее пределами, включая пособия на ребенка, алименты, пенсии и иные соцвыплаты, субсидии на приобретение жилья, проценты по вкладам. Кроме того, это доходы по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, материнский капитал и пр.
Госслужащие не отчитываются только по возмещенным суммам расходов, связанных со служебными командировками и проездом к месту проведения отпуска и обратно, а также по полученным социальному и имущественному налоговым вычетам.
Сведения об имуществе приводятся в разрезе недвижимости и транспортных средств.
В частности, в справке нужно отразить все объекты недвижимости, принадлежащие госслужащему на праве собственности. При этом не важно, когда они были приобретены, в каком регионе России или каком государстве зарегистрированы. То же самое касается легковых и грузовых автомобилей, автоприцепов, мототранспортных средств, с/х техники, водного, воздушного транспорта и иных транспортных средств.
Раздел 5 посвящен обязательствам имущественного характера. В нем указываются объекты недвижимости, находящиеся у госслужащего в пользовании, а также все имеющиеся на отчетную дату срочные финансовые обязательства сотрудника на сумму более 461 100 руб.
Если служащий по объективным причинам не может представить сведения в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, он должен направить в отдел кадров заявление с указанием этих причин (раздельное проживание и т. д.).
Если по состоянию на конец отчетного периода ребенок госслужащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.