1. О СНОВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Основой для формирования системы нематериальной мотивации гражданских служащих в государственном органе являются положения пункта 6 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ), которые к числу приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы относят применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Мероприятия по мотивации гражданских служащих реализуются в качестве кадровых технологий, способствующих достижению следующих целей:
повышение удовлетворенности гражданских служащих профессиональной деятельностью, коллективом, государственным органом как работодателем.
Система нематериальной мотивации, формируемая в государственном органе, является средством развития его профессиональной культуры.
Влияние мероприятий по нематериальной мотивации, проводимых в государственном органе, на мотивы гражданских служащих, позволяющее поддерживать у них ценности, приверженность которым призвана обеспечить эффективную реализацию задач и функций государственного органа, отображено на схеме 1.
Последнее обновление: 16.11.2023
Комплекс тестовых вопросов на соответствие квалификационным требованиям вне зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (базовым квалификационным требованиям) с подробными разъяснениями для тестирования госслужащих или претендентов на поступление на гражданскую службу в государственный орган.
Как проходит тестирование — Госслужба
Сказать спасибо 322
Тесты для госслужащих
Тест для госслужащих 50 вопросов сформированных случайным порядком из вышеуказанных тем.
Тесты для Росгвардии
В методике содержится общее описание системы нематериальной мотивации гражданских служащих, предлагаемой к внедрению в государственном органе. Методика ориентирована на ее использование руководителями и кадровыми службами государственных органов, а также непосредственным руководителем гражданского служащего.
Положения методики касаются, в том числе:
— диагностики системы нематериальной мотивации в государственном органе;
— формирования мотивационного профиля и мотивационной карты государственных гражданских служащих;
— формирования типовой карьерной траектории государственного гражданского служащего и индивидуального плана должностного роста.
В приложении к методике приведены:
— рекомендуемая анкета оценки государственными гражданскими служащими уровня развития профессиональной культуры государственного органа;
— рекомендуемые формулы расчета текучести кадров и иных показателей, отражающих динамику изменения кадрового состава государственного органа;
— образец опросника по оценке удовлетворенности государственных гражданских служащих мероприятиями по нематериальной мотивации, проводимыми в государственном органе.
Дата публикации на сайте: 29.03.2019
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Библиографическое описание
Огородник, Л. В. Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации / Л. В. Огородник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89178/ (дата обращения: 23.12.2023).
В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданской службы и личным качествам государственного служащего.
Ключевые слова:
государственный орган, гражданская служба, Российская Федерация, нематериальная мотивация, руководитель государственного органа
Эффективность государственного управления зависит от множества факторов. Одним из ключевых факторов в данном вопросе является качество выполнения работы государственными гражданскими служащими. Из этого можно сделать вывод, что формирование профессионального кадрового состава в государственных органах — это один из путей совершенствования результативности государственного управления.
Профессиональные кадры в государственных органах весьма требовательны к различным стимулирующим технологиям, которые дают государственным служащим цели для деятельности, позволяя тем самым государственным служащим достигать новых результатов в их работе.
Компетентность, честность и беспристрастность — всегда были самыми важными ценностными ориентирами для гражданских служащих.
Уже долгое время в научной литературе говорится о мотивации государственных гражданских служащих. Так как мотивация является важным элементом системы управления кадрами.
Мотивация государственных служащих зависит от многих факторов. Эти факторы связанны с прохождением гражданской службы и влияют на данный процесс. Методика Министерства труда предложена для использования руководителями государственных органов и их кадровыми службами. Так же методикой могут воспользоваться сами руководители гражданского служащего.
Основным средством развития профессиональной культуры государственного служащего является система нематериальной мотивации, которая формируется в государственном органе. Следует снова выделить такие основные ценности, как честность, компетентность и беспристрастность. Данные ценностные ориентиры должны сформироваться у каждого государственного служащего. Однако гражданский служащий будет привержен данным ценностям при условии, что его мотивы буду удовлетворены в ходе осуществлениям им профессиональной деятельности.
В течение всего карьерного роста у гражданского служащего мотивы меняются в зависимости от замещаемой должности и полученных заслуг. Однако основные мотивы остаются неизменными и связаны в первую очередь с общим комфортом прохождения гражданской службы, включающим организационно-технические и психофизические условия.
Один из факторов, который позволяет повысить эффективность деятельности государственных гражданских служащих и напрямую влияет на их работоспособность, являются качественные организационно-технические условия. В первую очередь здесь имеется в виду рабочее место гражданского служащего, которое не вызывает у него дискомфорта.
Руководителям структурных подразделений рекомендуется активно взаимодействовать с административно-хозяйственными подразделениями государственного органа, которые отвечают за состояние рабочего оборудования, а также поддерживают соблюдение нормативных условий трудовой деятельности. Должны быть организованны места потребления пищи и отдыха во время перерыва в работе. Рабочие помещения должны быть организованны в соответствии с требованиями санитарии и эстетики. Для большего комфорта прохождения государственной гражданской службы кадровые службы могут обсудить оформление интерьера с рабочим коллективом органа.
Еще одним важным элементом для удовлетворения мотивов гражданских служащих является поддержание в коллективе здоровых психофизиологических условий. Такие условия характеризуются благоприятным психоэмоциональным состоянием гражданских служащих и благоприятными взаимоотношениями в коллективе. Это будет способствовать профессиональной самореализации государственного служащего.
Гражданский служащий — это в первую очередь человек со своими базовыми потребностями. Отсутствие отдыха негативно скажется на качестве выполнения работы, а также в целом на работоспособности государственного служащего, что в свою очередь неблагоприятно повлияет на реализации задачи и функций государственного органа. В связи с этим руководству необходимо учитывать переработки гражданского служащего и не допускать их возникновение.
Руководители структурных подразделений должны обеспечить условия, при которых гражданские служащие смогут эффективно использовать служебное время, а должностные обязанности и служебные нагрузки должны рационально распределяться между подчиненными.
Существенным аспектом для мотивации гражданских служащих будет благоприятный психологический климат в государственном органе, а именно доверие между служащими и руководителями, а также честность и открытость взаимоотношений в коллективе.
При подборе кандидатов на замещение должностей гражданской службы важно, чтобы такие кандидаты разделяли ценности государственного органа, а также обладали личностными качествами, которые исключали бы межличностные конфликты в будущем. В таком случае формирование благоприятного психологического климата не будет проблемой для руководителя государственного органа.
Качественное воздействие на комфортность прохождения государственной гражданской службы оказывает публичная признательность за эффективность и результативность деятельности гражданского служащего. Возможность самореализации и должностного роста также оказывает положительное влияние на работоспособность и мотивированность государственного служащего. Особенно значимым в данном случае будет выражение благодарности самими руководителем государственного органа. В результате у гражданского служащего появляется стимул выполнять свою работу на более высоком уровне.
Особую роль, и скорее всего, самую значимую, при мотивировании деятельности гражданского служащего играет продвижение по службе. Должностной рост — это значительное достижение для государственного гражданского служащего. Он свидетельствует о том, что заслуги гражданского служащего были высоко оценены. Рост ответственности и расширение полномочий позволят гражданскому служащему реализовать себя еще больше и откроет ему путь к новым достижениям.
Поэтому, чтобы создать эффективную систему нематериальной мотивации важно выявлять индивидуальные потребности и составлять программу нематериальной мотивации в отношении каждого госслужащего.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный орган, служащий, гражданская служба, нематериальная мотивация, государственная гражданская служба, Российская Федерация, благоприятный психологический климат, государственное управление, должностной рост, служебное время.
убъекта Российской Федерации — государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции — советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
9. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции — юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
10. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
11. Классные чины гражданской службы Российской Федерации — действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса и классные чины юстиции — действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации.
12. В федеральных органах исполнительной власти классные чины гражданской службы Российской Федерации — государственный советник Российской Федерации 1 класса, государственный советник Российской Федерации 2 класса и государственный советник Российской Федерации 3 класса присваиваются Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах, органах публичной власти федеральной территории указанные классные чины присваиваются руководителем соответствующего органа. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
13. Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 8 — 10 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.
14. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
15. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин гражданской службы Российской Федерации или классный чин юстиции федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:
1) до истечения срока, установленного указом Президента Российской Федерации для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
2) по истечении срока, установленного указом Президента Российской Федерации для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей, к которой относится замещаемая должность.
16. Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим, соотношение классных чинов гражданской службы Российской Федерации, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
17. Соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах, органах публичной власти федеральной территории указанное соответствие устанавливается правовыми актами таких органов. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
18. Порядок присвоения и сохранения классных чинов юстиции федеральным гражданским служащим, а также соответствие классных чинов юстиции должностям федеральной гражданской службы устанавливается указом Президента Российской Федерации.
19. Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также соответствие классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
(Статья в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ)
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессиональному уровню, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
3. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
4. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
5. Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации.
7. Квалификационные требования к профессиональному уровню устанавливаются в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее — должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к профессиональному уровню, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
9. Проверка соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы осуществляется подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее также — кадровая служба государственного органа), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
10. В целях проверки соответствия гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего квалификационным требованиям к профессиональному уровню кадровой службой государственного органа осуществляется оценка профессионального уровня указанного гражданина или гражданского служащего для замещения должности гражданской службы. Оценка профессионального уровня осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки с участием подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность. По решению руководителя государственного органа или уполномоченного им лица к оценке профессионального уровня могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы, а также их представители. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)
Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего
Статья 13. Гражданский служащий
Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории «Сириус» с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» или бюджета субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 14. Основные права гражданского служащего
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать профессиональный уровень, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
10) сообщать в письменной форме представителю нанимателя о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда гражданскому служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
11. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. (Дополнение частью — Федеральный закон от 12.04.2007 № 48-ФЗ)
2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
1. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской служб