Начало.
Продолжение в № 12, 2009.
При проведении конкурса на замещение вакантной должности в
государственном органе у работников кадровых служб органов государственной
власти возникает много вопросов. Чтобы помочь им в таком нелегком деле, мы
публикуем статью, в котором расскажем о порядке проведения такого конкурса. Кроме
того, на примере вымышленного министерства — Министерства антикризисных
преобразований Северной области, — его структурных подразделений, отделов
и секторов автор покажет, какие документы необходимо при этом оформить.
Опубликованы поправки в порядок прохождения государственной гражданской службы в текущем и следующем годах (Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 424-ФЗ).
С 15 ноября конкурс при назначении на отдельные должности государственной гражданской службы может не проводиться.
Это касается должностей, относящихся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей государственной гражданской службы. Решение о том, что конкурс не проводится, будут принимать руководители госорганов или лица, замещающие государственную должность (либо их представители).
Сегодня существует постоянно действующее правило о том, что конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Оно также сохранит силу после того, как начнут действовать поправки.
Помимо этого, расширен перечень случаев, в которых возможно продление срока гражданской службы для следующих служащих, достигших предельного возраста пребывания на службе и замещающих должности категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы в следующих органах:
Аппарат Совета Федерации, Аппарат Госдумы;
федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ;
исполнительные органы субъектов РФ.
Срок службы продлевается с согласия гражданского служащего и не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.
(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,
от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,
от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 25.11.2009 N 269-ФЗ,
от 17.12.2009 N 322-ФЗ, от 29.01.2010 N 1-ФЗ, от 14.02.2010 N 9-ФЗ,
от 29.11.2010 N 317-ФЗ, от 28.12.2010 N 419-ФЗ, от 27.06.2011 N 155-ФЗ,
от 11.07.2011 N 204-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 395-ФЗ,
от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 295-ФЗ, от 30.12.2012 N 327-ФЗ,
от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,
от 07.06.2013 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 149-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.04.2014 N 53-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ,
от 31.12.2014 N 509-ФЗ, от 31.12.2014 N 510-ФЗ, от 08.06.2015 N 147-ФЗ,
от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ,
от 30.12.2015 N 418-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 02.06.2016 N 176-ФЗ,
от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.07.2016 N 276-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ,
от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 133-ФЗ,
от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 275-ФЗ,
от 28.12.2017 N 423-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 337-ФЗ,
от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, от 01.05.2019 N 99-ФЗ,
от 02.12.2019 N 418-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 08.06.2020 N 181-ФЗ,
от 20.07.2020 N 226-ФЗ, от 20.07.2020 N 227-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ,
от 31.07.2020 N 288-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,
от 24.03.2021 N 52-ФЗ, от 30.04.2021 N 116-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,
от 02.07.2021 N 351-ФЗ, от 29.11.2021 N 385-ФЗ, от 30.12.2021 N 437-ФЗ,
от 07.10.2022 N 379-ФЗ, от 04.11.2022 N 424-ФЗ, от 04.11.2022 N 427-ФЗ,
от 05.12.2022 N 472-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,
от 29.12.2022 N 645-ФЗ, от 28.04.2023 N 150-ФЗ, от 13.06.2023 N 258-ФЗ,
от 10.07.2023 N 286-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ, от 24.07.2023 N 357-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ,
от 13.12.2010 N 358-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П,
от 15.11.2012 N 26-П, от 06.12.2012 N 31-П,
Федеральными законами от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 01.12.2014 N 396-ФЗ,
от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016), от 08.12.2020 N 395-ФЗ,
от 27.11.2023 N 544-ФЗ)
1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина или гражданского служащего из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 29.12.2022 N 645-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ)
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)
3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
(в ред. Федерального закона от 14.02.2010 N 9-ФЗ)
4. Конкурс может не проводиться по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 424-ФЗ)
5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты — представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)
8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)
8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.
(часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)
Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее — до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).
8.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.
(часть 8.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)
8.4. Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.
(часть 8.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)
9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Кого принимают на государственную гражданскую службу
О гражданстве. На государственную гражданскую
службу вправе поступать только граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 21
Федерального закона № 79-ФЗ). Граждане других государств, а также лица без
гражданства на государственную гражданскую службу Российской Федерации не
принимаются.
О языке. Обязательным условием для
поступления на федеральную государственную гражданскую службу или на
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является
владение государственным языком Российской Федерации (ст. 68 Конституция РФ). В
соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории
России является русский язык.
О возрасте. На государственную
гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации в возрасте от
18 до 65 лет (чч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ).
С момента исполнения гражданину Российской Федерации 65 лет
он теряет право поступления на государственную гражданскую службу, а также право
нахождения на ней (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ).
О знаниях и умениях. Чтобы претендовать
на замещение должности государственной гражданской службы, необходимо иметь
образование и опыт работы на государственной службе или по специальности в соответствии
с квалификационными требованиями по замещаемой должности (ст. 21 Федерального
закона № 79-ФЗ).
Таким образом, если гражданину Российской Федерации
исполнилось 18 лет, он владеет русским языком и его знания и умения
соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности
гражданской службы, то он может претендовать на ее замещение.
Кого принимают без конкурса
В ряде случаев конкурс не проводится (ч. 2 ст. 22
Федерального закона № 79-ФЗ), например:
Кроме того, конкурс может не проводиться:
Как принимают на государственную гражданскую службу
Нанимателем федерального государственного служащего является
Российская Федерация, а нанимателем государственного гражданского служащего
субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской
Федерации (п. 3 ст. 10 Федерального закона № 58-ФЗ).
На федеральную государственную гражданскую службу или
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации принимают по результатам конкурса.
Целями конкурса являются: обеспечение конституционного права
граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе; реализация
права государственного гражданского служащего на должностной рост на конкурсной
основе (п. 1 Положения); оценка профессионального уровня претендентов, их
соответствие квалификационным требованиям к должности и определение победителя,
то есть человека наиболее соответствующего для назначения на вакантную
должность (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ); формирование кадрового
резерва.
Формирование конкурсной комиссии
Для проведения конкурса в государственном органе формируется
конкурсная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя (п. 16 Положения).
В конкурсную комиссию входят:
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной
четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Независимых экспертов приглашает
орган по управлению государственной службой на основании запросу руководителя
государственного органа.
Конкурсная комиссия образуется правовым актом
государственного органа — приказом.
Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя
председателя, секретаря и членов комиссии.
В случае объявления конкурса на замещение вакантной
должности, исполнение обязанностей по которой связано с использованием
сведений, составляющих государственную тайну, состав конкурсной комиссии
формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о
государственной тайне.
Конкурс в государственном органе может проводиться для
замещения только вакантных должностей.
Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 11, 2009.
Понятие государственной гражданской службы
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ
«О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007; далее —
Федеральный закон № 58-ФЗ) в Российской Федерации различают три вида
государственной службы:
1) государственная гражданская служба;
В этой статье мы будем вести речь о государственной
гражданской службе, которая, в свою очередь, подразделяется на федеральную
государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов
Российской Федерации (пп. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 58-ФЗ).
В систему федеральных органов исполнительной власти входят
федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (Указ
Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти»).
из Федерального закона от 27.05.2009 № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»
Статья 1. Основные
термины
Для целей
настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) государственные
должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской
Федерации (далее также — государственные должности) — должности,
устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для
непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и
должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов Российской Федерации;
2) представитель
нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее
государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица,
осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации.
Статья 3.
Государственная гражданская служба Российской Федерации
1. Государственная
гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская
служба) — вид государственной службы, представляющей собой
профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее —
граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации
(далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения
полномочий федеральных государственных органов, государственных органов
субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов
Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
2. Государственная
гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную
государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская
служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации
(далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).