- Международное сотрудничество в области информационной безопасности
- Значение международной информационной безопасности
- Международные переговоры и организации
- Принципы международного сотрудничества
- Развитие мер доверия и международного сотрудничества в области информационной безопасности
- Прозрачность для повышения межгосударственного доверия
- Нормативный подход к международному сотрудничеству
- Цели развития норм и правил в области информационной безопасности
- Формирование глобального режима международной информационной безопасности
- Исследования в области международно-правового регулирования в космосе и информационного общества
- Развитие правовой базы
- Международное сотрудничество
- Анализ информационной безопасности
- Международное сотрудничество в Азии
- Трансформация глобализации и регионализации
- Вклад международного сотрудничества в Азии
- Глобализация и регионализация
- Глобализация и регионализация в современном мире
- Регионализация: определение и значение
- Азия и Евразия
- Международное сотрудничество
- Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области информационной безопасности
Актуальность вопросов международного сотрудничества государств в сфере информационной безопасности обусловлена зависимостью всех сфер жизни современного общества от информационных технологий. Распространение новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации, с одной стороны, открывает колоссальные возможности для развития общества, а с другой, порождает многочисленные проблемы политического, социально-экономического, научно-технического, военного и правового характера. Причем решение этих проблем возможно только совместными усилиями международного сообщества на основе взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
Значение международной информационной безопасности
Для эффективного и плодотворного сотрудничества государств по созданию системы международной информационной безопасности необходимо прийти не только к консенсусу при использовании идентичных дефиниций и сущностных характеристик понятий, но необходимо и своевременно проводить анализ угроз, которые могут возникнуть при применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Международная информационная безопасность сегодня определяется как состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.
Таким образом, проблема обеспечения информационной безопасности не является сегодня узко государственной категорией, а переходит в область международных проблем, для решения которых требуется объединение ведущих мировых держав.
Международные переговоры и организации
Проблема международной информационной безопасности вышла на международную повестку дня в 1990-е гг. и с тех пор не утрачивает актуальности. Международные переговоры по проблемам информационной безопасности ведутся на двусторонней основе, а также в рамках глобальных и региональных международных организаций, таких как ООН, НАТО, ШОС и др. Инициатором формирования глобального правового режима, не допускающего использования информационных технологий в целях, несовместимых с международной стабильностью, стала Россия.
Деятельность международных организаций не ограничивается созданием площадок для дискуссий и принятием международно-правовых актов, также создаются специализированные центры, принимаются и реализуются программы действий.
Принципы международного сотрудничества
Принципы ответственности государств, такие как территориальность, сотрудничество, обмен данными, самооборона могут рассматриваться как отправная точка для международного сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности. Наращивание информационных потенциалов государствами создает угрозу их использования, что актуализирует вопрос о демилитаризации информационного пространства и принятии соответствующих международно-правовых обязательств. Особое значение приобретает выработка мер доверия, необходимых для предотвращения международных конфликтов в информационной сфере.
Развитие мер доверия и международного сотрудничества в области информационной безопасности
В информационном пространстве уже были предприняты попытки по формированию мер доверия, однако на двусторонней, а не многосторонней основе. Наиболее известной попыткой стало создание горячей линии между Россией и США в сфере информационной безопасности.
Прозрачность для повышения межгосударственного доверия
Возможно также применение мер повышения прозрачности в целях повышения межгосударственного доверия, в частности, для подтверждения того, что другие государства под видом обороны не готовятся к нападению в информационной сфере. Так, на базе ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) уже проводилась серия семинаров по военным доктринам государств-участников. Такую практику можно расширить на информационную сферу.
Нормативный подход к международному сотрудничеству
Еще один возможный подход к международному сотрудничеству – нормативный. Подобный подход позволяет накладывать ограничения на упреждающее применение информационного оружия. Опыт таких международных соглашений, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, которая запрещает упреждающее военное использование целого ряда технологий, может быть использован в отношении информационного оружия. Ряд государств декларировали приверженность принципам отказа от использования военных технологий и в других сферах, однако от подобных заявлений легко отказаться впоследствии, и они не гарантируют, что иные потенциальные агрессоры не готовятся к атакам подобного рода.
Цели развития норм и правил в области информационной безопасности
Ключевая цель, на достижение которой направлена разработка и применение норм, правил и регулирующих институтов, таких как международные правила поведения и принципы поведения государств — это поддержание мирного, безопасного, стабильного и предсказуемого глобального информационного пространства.
Формирование глобального режима международной информационной безопасности
В настоящее время открываются новые возможности формирования глобального режима международной информационной безопасности. Долгое время США удерживали лидерство в области развития информационных технологий, сознательно ограничивая возможности формирования глобального правового режима информационной безопасности. Однако изменение характера угроз информационной безопасности привело к тому, что наиболее развитая в информационном плане держава оказалась крайне уязвимой.
Исследования в области международно-правового регулирования в космосе и информационного общества
Российские исследователи проводят параллели между международно-правовым регулированием в области освоения космического пространства и в сфере развития информационного общества. В обоих случаях развитие новых технологий формирует взаимозависимость и порождает вызовы и угрозы гражданского и военного характера.
Развитие правовой базы
Разработка правовой базы, регулирующей поведение государств в космическом пространстве в целях обеспечения международной безопасности, шла поэтапно. Параллельно разрабатывались как общие принципы поведения, так и проблемы ограничения отдельных действий государств в данной сфере.
Найдены приемлемые формы деклараций и принципов для регулирования спорных направлений деятельности.
Международное сотрудничество
Опыт международного сотрудничества по обеспечению безопасности в областях, как космос, может быть продуктивно использован в отношении глобальной информационной сферы.
Анализ информационной безопасности
Результаты анализа работы в направлении обеспечения международной информационной безопасности позволяют говорить о поддержании мирного, безопасного и стабильного глобального информационного пространства. Однако различия в интересах государств и отсутствие международной правовой базы могут препятствовать сотрудничеству между государствами.
Международное сотрудничество в Азии
Трансформация глобализации и регионализации
Глобализацию нельзя остановить, но её можно временно замедлить. Она представляет собой процесс с односторонним движением, который нужно регулировать и приспосабливать к государственной практике. То же самое касается и регионализации.
Вклад международного сотрудничества в Азии
Сотрудничество в Азии может внести свой вклад в управление глобализацией, пишет доктор , генеральный секретарь Диалога по сотрудничеству в Азии.
Глобализация и регионализация
После окончания холодной войны широко начал использоваться интернет, без которого теперь невозможно обойтись. Это повысило доступность информации для всех слоёв общества, что делает правила игры более справедливыми. Одновременно это усиливает взаимосвязанность мира.
Глобализация позволила некоторым небогатым странам стать развивающимися рынками и вывести миллионы людей из бедности. Это можно рассматривать как движение к процветанию и как реальное достижение Азии.
Глобализация и регионализация в современном мире
Тем не менее во многих странах всё громче и громче звучат призывы к деглобализации или даже антиглобализации, особенно после пандемии COVID-19. Когда цепочки поставок были нарушены, многие страны сделали выбор в пользу экономической устойчивости и протекционизма, а целые отрасли перестроили свои бизнес-модели, писал журнал Economist.
На этом фоне очевидно, что глобализация непременно должна включать в себя регионализацию. Она могла бы дать толчок глобализации, темпы которой замедлились. Роль регионализации уже давно признана в главе VIII Устава Организации Объединённых Наций (ООН), согласно которой региональные соглашения или институты могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности.
Регионализация: определение и значение
В этом смысле регионализация – не только процесс, объединяющий страны региона для достижения определённых целей, но и механизм установления стандартов внутри региональных блоков, что позволяет государствам обмениваться мнениями и сотрудничать в многостороннем формате. Во времена, когда меняется экономический и геополитический ландшафт, многосторонность, особенно регионализация, даёт возможность решать новые экономические и политические проблемы, которые грозят последствиями.
Более того, члены международного сообщества нуждаются сейчас друг в друге больше, чем когда-либо, потому что они взаимозависимы и это делает мир более тесным, чем до 1990-х годов. В случае трансграничных проблем – изменения климата или пандемии – совершенно очевидно, что ни одна страна не сможет действовать в одиночку.
Азия и Евразия
Сегодняшний мир, особенно развивающийся, нуждается в гуманном и инклюзивном режиме глобализации. Возведение тарифных барьеров и введение санкций против конкурентов во имя снижения рисков и разрыва связей обостряет ненужную напряжённость в и без того анархической мировой системе и препятствует выработке общего подхода к борьбе с бедностью, голодом, болезнями и изменением климата.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество – ещё одна актуальная тема. Иногда оно ставится под сомнение – например, в области изменения климата, где отсутствие твёрдых обязательств носит тотальный характер. Государства обязаны сотрудничать в соответствии с международным правом. Проблема в том, в какой степени. Для создания атмосферы сотрудничества необходима дипломатия.
Международные отношения, которые в любом объединении и в любом регионе состоят из двусторонних отношений между странами, могут подвергаться влиянию конфликтов или конкуренции. Однако, если двусторонние отношения между государствами позитивны, в итоге они будут способствовать развитию связей и международного сотрудничества.
Статья подготовлена по итогам XIV Азиатской конференции клуба Валдай.
Международное сотрудничество способствует интересам заинтересованных государств только в том случае, если оно руководствуется их политической волей и регулируется международным правом, важными принципами которого являются добрососедство и обязанность сотрудничать. В Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА) входят 35 стран, твёрдо намеренных сотрудничать в шести приоритетных областях, которые бесспорно важны для каждой из них. Это позволяет членам ДСА гармонично взаимодействовать, отбрасывая в сторону двусторонние разногласия, если таковые имеются. Эти шесть областей – так называемые Шесть опор сотрудничеств – включают в себя:
1. Продовольственную, водную и энергетическую безопасность;
2. Транспорт и связь;
3. Науку, технологии и инновации;
4. Образование и развитие человеческих ресурсов;
5. Культуру и туризм;
6. Продвижение подходов к инклюзивному и устойчивому развитию.
Кроме того, принятие решений в рамках ДСА всегда основано на консенсусе. Это равносильно праву вето и означает, что любое государство-член, большое или маленькое, может воспрепятствовать принятию группой любого решения. Для достижения консенсуса всегда требуется много времени, однако после этого в группе возникает устойчивое согласие, отражающее интересы всех государств-членов. Убеждать стороны прийти к договорённости помогает дипломатия. То есть фактически она облегчает процесс принятия решений.
Другим моментом является тот факт, что ДСА охватывает ряд стран, входящих в субрегиональные и региональные блоки. Это делает форум хорошей платформой для разработки как последовательной социально-экономической стратегии общеазиатского развития, так и субрегиональных проектов, чтобы избежать дублирования в условиях ограниченности финансовых ресурсов и технологий.
Пока в Азии основное внимание уделяется международному сотрудничеству на региональном уровне – в отличие от Европы, где основной акцент делается на деятельности Европейского союза, объединяющего 27 стран. Полезным как в настоящий момент, так и для улучшения жизни народов Азии в долгосрочной перспективе было бы сотрудничество в социальной и экономической сфере, а также в вопросах здравоохранения, предотвращения стихийных бедствий и оказания помощи пострадавшим.
Если бы ДСА смогла стать платформой для объединения региональных и субрегиональных блоков и группировок, то можно было бы решать общие вопросы и проблемы, соответствующие национальной повестке дня заинтересованных стран, в более широкой перспективе. Таким образом, сотрудничество в Азии могло бы внести свой вклад в управление глобализацией. Надеюсь, что эти мечты будут отражены в стратегии ДСА на период после 2030 года.
Я убежден, что глобализацию не остановить, хотя её можно временно застопорить. Это дорога с односторонним движением. Интернет вещей и искусственный интеллект (ИИ) ускоряют темпы глобализации и ведут к её трансформации. Однако, несмотря на то что глобализация идёт своим собственным курсом, её следует регулировать и подчинять государственной практике. То же самое касается и регионализации. В целом глобализация и регионализация развиваются параллельно, усиливая друг друга.
Полноценное международное сотрудничество в Азии уже не за горами. Будем надеяться, что оно воспользуется плодами глобализации и регионализации и что глобализация будет создавать условия, способствующие решению общих вопросов и проблем, особенно на фоне фрагментации глобальной экономики, а регионализация и региональное сотрудничество, в свою очередь, будут способствовать взаимопониманию в решении внутренних проблем и общей борьбе с новыми вызовами. Я убежден, что государства – члены ДСА совместно могут сделать Азию особенным местом благодаря её культуре и наследию, которые, по сути, являются её мягкой силой.
Неудачные экономические эскапады США и коллективного Запада указывают на то, что вестфальский мировой порядок вновь утверждает себя. Проблем с евразийской интеграцией предостаточно, будут допущены ошибки, многие планы не воплотятся в жизнь. Тем не менее процессы восстановления вестфальского миропорядка идут – но уже с евразийским оттенком, пишет Гленн Дисэн, профессор Университета Юго-Восточной Норвегии.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в сфере образования закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на государственном уровне обозначена важность развития международной деятельности. В рамках национального проекта "Образование" одним из направлений является международное и межрегиональное сотрудничество образовательных учреждений как одно из важнейших, перспективных составляющих их деятельности. Цель международного сотрудничества в области профессионального образования – вклад в развитие общества путем взаимного сотрудничества и обмена между партнерами с помощью укрепления системы профессионального образования, воспитание высококвалифицированных кадров, которые будут отвечать требованиям современности. Киселевский политехнический техникум с 2023 года развивает деловые отношения с учреждением образования "Республиканский институт профессионального образования", филиал "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М,С. Высоцкого". Международное сотрудничество выстраивается по различным аспектам: организация международных стажировок преподавателей техникума; организация и проведение совместных международных научно-практических конференций с участием преподавателей и студентов образовательных организаций; работа с целью изучения опыта работы отраслей деятельности потребительской кооперации и образовательных учреждений других государств.
Международное сотруднечиство ГПОУ КПТ.pdf