- Criteria for holding accountable for corruption offenses in the review of the Ministry of Labor
- Anti-corruption practices discussed in the Eurasian format
- К коррупционерам пришел Посейдон
- Мая пройдёт прямая линия по вопросам антикоррупционного просвещения
- Рузский депутат попался на коррупции
- Взаимодействие с органами власти по недопущению незаконных рубок леса
- Интересный факт о коррупции
- Принятие мер по контролю
- Решения судов
- Решение Конституционного суда
- Взыскание имущества
- Отказ от налогообложения доходов
- Доказательства доходов
- Злоупотребление должностными полномочиями
- Взаимодействие органов государственной власти Московской области с предпринимательским сообществом по вопросам противодействия коррупции
- «Антикоррупционная» программа магистратуры
- Дети против коррупции
- ГУРБ приглашает жителей Подмосковья проверить свои знания на антикоррупционном диктанте
- Новое в законодательстве по контролю расходов и доходов чиновников
- Минтруд России предложил ужесточить антикоррупционное законодательство
- Разработан законопроект, направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции
- Изменения в декларировании доходов региональных депутатов
- Антикоррупционные поправки
- Обучение глав городских округов Московской области
- Снижение уровня теневой занятости и легализация трудовых отношений в городском округе Щёлково
- Генпрокурор России принял участие в заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции
- Изменения в законодательстве о противодействии коррупции
- Когда за коррупцию отвечает коммерческая организация
- Представитель ГУРБ Московской области принял участие в антикоррупционном форуме
- Вместе против коррупции!
Criteria for holding accountable for corruption offenses in the review of the Ministry of Labor
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, во исполнение пп. б п. 15 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ, совместно с федеральными органами исполнительной власти и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, актуализирован обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Актуализированный обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
В обзоре приводится типовая схема, по которой возможно привлечение служащего к ответственности в упрощенном порядке — без проведения проверки. Скорректированы перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также значительных, малозначительных и несущественных проступков.
Anti-corruption practices discussed in the Eurasian format
В Москве прошел ХII Евразийский антикоррупционный форум Противодействие коррупции: диалектика научного знания. Он был приурочен к 100-летию Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Работа антикоррупционного форума проходила в режиме секционных заседаний и круглых столов по темам:
- Противодействие коррупции как кросс-отраслевой феномен современной науки и законодательства;
- Доктрина международного права и противодействие коррупции в свете новых вызовов (к 20-летию Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г.);
- Конституционно-правовая доктрина и формирование методологии противодействия коррупции;
- Риск и интерес: диалектика отраслевого познания права в контексте противодействия коррупции;
- Противодействие коррупции в социально-культурной сфере в эпоху цифровизации;
- Противодействие коррупции: лучшие практики субъектов Российской Федерации.
Эксперты оценили практику увольнений в связи с утратой доверия. Оказалось, что чаще всего с этой формулировкой увольняют муниципальных депутатов — более 54 %. При этом почти три четверти утративших доверие (71,57%) — мужчины. Такие данные привели ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Между тем, министерство юстиции РФ провело в 2022 году антикоррупционную экспертизу более 180 тыс. региональных правовых актов и почти 2 тыс. уставов муниципальных образований (и изменяющих их муниципально-правовых актов).
Заместитель министра труда Андрей Пудов (именно это ведомство отвечает за разработку антикоррупционных стандартов) представил участникам форума обновленный обзор практики привлечения к ответственности проштрафившихся чиновников. В документе уточняется, что следует считать серьезным нарушением, а что малозначительным и ненаказуемым — как, например, отсутствие в декларации сведений о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом садовом товариществе, или подарке на сумму до 10 тыс. руб.
Также Минтруд разъясняет, что привлечение служащим в ходе проверки адвоката или юриста не может служить подтверждением самого нарушения. А вот наличие пая в инвестиционном фонде, который привлекает иностранные финансовые инструменты, таковым является. Однако за это не нужно увольнять, предупреждает Минтруд, если чиновник вовремя осознал проступок и избавился от доли в таком фонде. Также заместитель министра сообщил, что его ведомство готовит методические рекомендации о том, как декларировать цифровые активы (отчитываться о наличии криптовалюты чиновники должны с 2021 года).
К коррупционерам пришел Посейдон
Управление противодействия коррупции в Московской области теперь может создавать цифровые коррупционные портреты чиновников и депутатов. Это позволит выявить потенциальные коррупционные связи и повысить эффективность борьбы с коррупцией.
Нарушения поможет выявить государственная система “Посейдон”. Она собирает и анализирует информацию о доходах и имуществе госслужащих, работая сразу с несколькими базами, объединенными в единое целое. В систему интегрированы базы ФНС, Росфинмониторинга, Росимущества, а также информация из социальных сетей.
Постановлением Губернатора от 18.03.2024 № 93-ПГ утвержден порядок использования системы, а также перечень должностных лиц, которые отвечают за анализ и проверку соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
ГИС Посейдон является государственной системой, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 25.04.2022 № 232. Собранные из этой системы данные не оспариваются, полученные документы являются доказательством.
Мая пройдёт прямая линия по вопросам антикоррупционного просвещения
В Московской городской военной прокуратуре с 9 до 17 часов 24 мая 2022 года будет проводиться прямая линия с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения (в рамках компетенции органов военной прокуратуры). Телефон прямой линии: 8 495 693–55–21.
Рузский депутат попался на коррупции
Как народный избранник завладел роскошной недвижимостью.
Взаимодействие с органами власти по недопущению незаконных рубок леса
Главное управление региональной безопасности Московской области постоянно взаимодействует с органами государственной и муниципальной власти для предотвращения и пресечения незаконных вырубок леса.
Интересный факт о коррупции
В результате внимания к одному из агропредприятий, занимающемуся рубкой деревьев на сельскохозяйственных землях, был выявлен интересный факт, связанный с коррупцией.
Генеральный директор этой компании оказался муниципальным депутатом Рузского городского округа. Контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона О противодействии коррупции показали, что депутат владеет дорогостоящей недвижимостью, стоимость которой значительно превышает его доходы и доходы членов его семьи за предыдущий период.
Принятие мер по контролю
Эта информация послужила основанием для проведения ГУРБ Московской области процедуры контроля над расходами муниципального депутата в марте 2022 года. Оказалось, что депутат не смог обосновать законность средств, использованных для приобретения элитной квартиры.
Решения судов
По результатам рассмотрения материалов прокуратурой Московской области было предъявлено исковое заявление в Щербинский районный суд г. Москвы о взыскании с депутата 260 000 000 рублей (эквивалент стоимости имущества) в доход России.
Также в Арбитражном суде Московской области рассматриваются 3 исковых заявления от Комитета лесного хозяйства Московской области о признании вырубки леса фирмой, возглавляемой депутатом, незаконной на 38 участках в Рузском городском округе.
Решение Конституционного суда
Конституционный суд РФ принял постановление о том, что госслужащий несет ответственность за несоответствие расходов его доходам.
Если расходы госслужащего и членов его семьи не соответствуют их доходам и это выявлено при проведении контроля за расходами госслужащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученные материалы направляют в органы прокуратуры в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Генпрокурор или подчиненные ему прокуроры вправе при этом обратиться в суд с заявлением обратить в доход Российской Федерации земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), по которым госслужащий не представил сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы.
Взыскание имущества
Речь может идти и о денежной сумме, эквивалентной стоимости такого имущества, если обращение того в доход Российской Федерации невозможно. Взыскать могут как все имущество, так и его часть при условии, что доля незаконных доходов незначительна, либо часть указанной денежной суммы.
Отказ от налогообложения доходов
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 № 27-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, пункта 5 статьи 4 Федерального закона О личном подсобном хозяйстве и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой говорится: что доходы от реализации сельхозпродукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не признаются незаконными по той лишь причине, что лицо, подлежащее контролю, и член его семьи не выполнили условия освобождения этих доходов от налогообложения.
Доказательства доходов
Если в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, подлежащего контролю, и члена его семьи указан доход от личного подсобного хозяйства, то такие сведения должны приниматься для учета доходов, если прокурором не доказана явная несоразмерность указанных сумм реальным возможностям личного подсобного хозяйства.
Если же в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, подлежащего контролю, и члена его семьи соответствующий доход от личного подсобного хозяйства не указан, то они не лишены возможности его доказывать на основе общих правил доказывания, имея в виду, что в качестве таких доказательств не должны рассматриваться только и исключительно документы с указанием конкретной суммы доходов.
Минтруд России предложил дополнить антикоррупционное законодательство и расширить полномочия глав регионов в части проверки достоверности сведений о доходах и имуществе госслужащих.
Теперь губернаторы смогут направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за оперативно-разыскную деятельность.
Запросы в правоохранительные органы не будут направляться в отношении депутатов законодательных органов регионов и представительных органов муниципальных образований – так указано в предложенных поправках.
Предложенный законопроект призван унифицировать правила проведения антикоррупционных проверок в отношении гражданских служащих и лиц, занимающих государственные и муниципальные должности в регионах.
Документ рассмотрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Теперь он ожидает одобрения на заседании правительства, после чего может быть внесен в Госдуму.
В Госдуму внесен законопроект об ужесточении наказания за мелкое взяточничество (до 10 тысяч рублей) либо коммерческий подкуп. Документ подготовила группа депутатов во главе с Председателем комитета по безопасности и противодействую коррупции Василием Пискаревым.
Законопроектом предлагается расширить статью 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мелкое взяточничество» и увеличить максимальное наказание по ее первой части — получение взятки должностным лицом лично или через посредника в размере не более 10 тысяч рублей.
По действующему закону максимальное наказание — один год лишения свободы. В новой редакции статьи предусмотрено увеличение этого срока до двух лет. Максимальное наказание за взятку до 10 тысяч рублей по предварительному сговору или в составе организованной группы осталось прежним — три года лишения свободы.
В этой же статье появился пункт о даче взятки до 10 тысяч рублей, в том числе через посредника с максимальным наказанием один год заключения.
Авторы законопроекта считают, что во многих случаях «такие преступления носят характер криминального бизнеса» и мелкие взятки имеют место, например, в вузах, в лесной отрасли, а случаи коммерческого подкупа — в системе ЖКХ или при подготовке водителей.
Единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан. В документе говорится, что совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером.
Главным управлением региональной безопасности Московской области проведен обучающий семинар по повышению эффективности реализации мер по предупреждению коррупции с работниками учреждений ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
В семинаре приняли участие заведующий методическим отделом Управления противодействия коррупции в Московской области Елена Кибарочкина и заведующий информационно-аналитическим отделом Управления экономической безопасности Главного управления региональной безопасности Московской области Иван Лазаревич.
В ходе семинара рассматривались вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов в государственных организациях Московской области, созданных для выполнения задач, поставленных перед центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области конфликта интересов возникающего между работниками, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2019 № 124/8, предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вопросы заполнения декларации конфликта интересов утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 24.11.2021 № 1202/40.
Также обсуждались инструменты кадровой и экономической безопасности, возможности использования открытых источников при проверке сведений в отношении физических и юридических лиц.
Объявляется голосование по отбору детских творческих работ для наружной рекламы Подмосковья
Главное управление региональной безопасности Московской области объявляет открытое голосование по отбору творческих работ, представленных участниками конкурса «Дети против коррупции». Творческие работы, набравшие наибольшее количество голосов будут размещены на объектах наружной рекламы Московской области.
Голосование откроется в телеграм-чате «Безопасность Подмосковья» и будет проходить в 3 этапа:
1 Этап – творческие работы, планируемые к размещению на баннерах и билбордах. Дата размещения и начала голосования: 06 июня 2023 г.;
2 Этап – творческие работы, планируемые к наружному размещению на общественном транспорте. Дата размещения и начала голосования: 13 июня 2023 г.;
3 Этап – творческие работы, планируемые к размещению в салонах общественного транспорта. Дата размещения и начала голосования: 20 июня 2023 г.
Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – антикоррупционная проверка), в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты.
Предусматривается обязанность направления в прокуратуру материалов, полученных после завершения антикоррупционной проверки или в ходе ее осуществления.
В случае, если антикоррупционная проверка не завершена в связи с увольнением проверяемого лица, прокуратура принимает решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных указанным проверяемым лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Законопроект также предусматривает возможность обращения Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица. Предполагается, что в случае удовлетворения данного обращения соответствующие изменения будут внесены, а сведения об увольнении (прекращении полномочий) за совершение коррупционного правонарушения в связи с утратой доверия будут включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Злоупотребление должностными полномочиями
Главным следственным управлением СК РФ по Московской области возбуждено уголовное дело в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения «Орехово-Зуевское Городское предприятие Коммунального Хозяйства и Благоустройства» Орехово-Зуевского городского округа Московской области, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ.
Директор, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, осуществлял премиальные выплаты сотрудникам из прибыли, полученной за счет средств возмещенных налогов, при наличии убытков по бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Постановлением Орехово-Зуевского городского суда Московской области директор Муниципального бюджетного учреждения «Орехово-Зуевское Городское предприятие Коммунального Хозяйства и Благоустройства» временно отстранен от должности на время проведения предварительного следствия.
Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, а также службы в органах местного самоуправления. Наказание за подобное преступление варьируется от штрафа в размере до 80-ти тысяч рублей до лишения свободы на срок до 4-х лет.
Главное управление региональной безопасности Московской области на постоянной основе проводит профилактическую работу по предупреждению коррупционных и иных правонарушений с лицами, находящимися на государственной гражданской и муниципальной службе, и предупреждает о неотвратимости наказания за коррупционные деяния.
Взаимодействие органов государственной власти Московской области с предпринимательским сообществом по вопросам противодействия коррупции
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен мониторинг участия представителей предпринимательского сообщества в сфере противодействия коррупции, а также мониторинг коллегиальных органов, на которых осуществляется взаимодействие органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
Минтрудом России отмечена положительная практика непосредственного участия представителей органов государственной власти Московской области в инициативно созданных предпринимателями коллегиях, рабочих группах и объединениях по вопросам противодействия коррупции. Целью подобных объединений является защита предпринимателей от коррупционных действий со стороны должностных лиц.
В рамках исполнения плана комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области Министерством информационных и социальных коммуникаций Московской области проводятся социологические исследования среди различных слоев населения, дается оценка уровня коррупции и эффективности принимаемых мер на территории региона.
Аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области проводится анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты анализа формируются в отчет, который заслушивается на комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области. Решением комиссии даются рекомендации заинтересованным органам государственной власти о необходимости устранения всех факторов, способствующих повышению уровня коррупции в Московской области.
Главным управлением инициировано включение в раздел о контрольно-надзорной деятельности инвестиционного портала Московской области подраздела о противодействии коррупции. Теперь у предпринимателей появилась возможность ознакомиться с комплексом мер и механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечения комплексной защиты бизнеса от угроз, а также получать информацию о компаниях и предпринимателях, выявлять недобросовестные организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Прокуратурой города Лыткарино проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при приеме на работу бывших государственных служащих.
Проверкой установлено, что на работу в учреждение, осуществляющее деятельность на территории городского округа Лыткарино, принят бывший государственный служащий. Однако сведения о заключении трудового договора с указанным сотрудником на предыдущее место его службы направлены не были.
По результатам проверки прокуратурой города Лыткарино внесено представление, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В отношении учреждения и должностных лиц возбуждены административные дела по статье 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).
Решением мирового судьи Лыткаринского судебного района Московской области виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей и предупреждения.
«Антикоррупционная» программа магистратуры
Владимир Путин утвердил новый план противодействия коррупции на 2021–2024 годы. В новом указе Президент поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».
Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».
Дети против коррупции
Конкурс творческих работ учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций Московской области.
Главное управление региональной безопасности Московской области при информационной поддержке Министерства образования Московской области объявляет конкурс творческих работ учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций Московской области «Дети против коррупции».
Участниками Конкурса являются учащиеся 10–11 классов, подавшие на Конкурс самостоятельно выполненные (одним автором), законченные творческие работы, подготовленные под руководством классного руководителя или без него.
Период проведения конкурса: 26 октября 2022 г. – 25 ноября 2022 г.
Направления творческих работ и возможные сферы применения, а также ценные призы за 1, 2 и 3 места утверждаются распоряжением Главного управления региональной безопасности Московской области от 24.10.2022 № 47-РГУ.
ГУРБ приглашает жителей Подмосковья проверить свои знания на антикоррупционном диктанте
В период с 1 по 15 декабря 2023 года пройдет Ⅳ Всероссийский антикоррупционный диктант. Принять участие и определить свой уровень грамотности в этой области может любой желающий.
Главная цель проекта — предоставить гражданам возможность проверить и улучшить свои знания в области противодействия коррупции.
Диктант состоит из 40 вопросов, на которые необходимо ответить в течение 30 минут. Он включает как общие вопросы, направленные на проверку знаний антикоррупционного законодательства, так и практические ситуации, позволяющие оценить компетентность участника в сфере противодействия коррупции.
Всероссийский антикоррупционный диктант реализует положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Даты проведения диктанта приурочены к 09 декабря – Международному дню борьбы с коррупцией.
Этот федеральный образовательный проект разработан для того, чтобы в интерактивной форме просветить граждан о методах противодействия коррупции.
Главное управление региональной безопасности Московской области объявляет о начале проведения конкурса «Дети против коррупции», приуроченного к Международному дню борьбы с коррупцией.
Конкурс пройдет с 09 ноября 2023 г. по 09 декабря 2023 г. и охватит категорию конкурсантов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в Московской области – техникумы, колледжи, училища.
Лучшие конкурсные работы будут размещены в виде наружной антикоррупционной рекламы на баннерах и рекламных щитах на территории всего Подмосковья, а также в качестве наружного брендирования пассажирского транспорта. Мы ждем от конкурсантов творческие работы по следующим направлениям:
· «Подмосковье против коррупции»;
· «Наше будущее без коррупции»;
· «Слышим, видим, не молчим!»;
· «Где говорят деньги, там молчит совесть»;
· «Хватит обсуждать коррупцию! Сообщи!»;
· «Мы в силах остановить коррупцию».
Победители конкурса, занявшие первые три места, будут награждены дипломами и ценными подарками: планшет, умные часы, яндекс-станция.
Подробная информация о правилах и условиях проведения Конкурса доступна на официальном сайте Главного управления региональной безопасности Московской области.
Правительство Российской Федерации предложило запретить главам муниципальных образований, работающих на непостоянной основе, работать по совместительству на других должностях в органах местного самоуправления. Законопроект направлен на совершенствование антикоррупционного законодательства.
Предлагается запретить им совмещать свою работу с другими должностями в органе местного самоуправления в этом муниципалитете, а также возглавлять муниципальные учреждения и предприятия.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Полагается, что предложенный правовой механизм является логическим продолжением антикоррупционного законодательства.
В Главном управлении региональной безопасности Московской области становится традицией проведение конкурса «Дети против коррупции», приуроченного к Международному дню борьбы с коррупцией.
В этом году конкурс пройдет с 25 октября 2023 г. по 25 ноября 2023 г. и охватит категорию конкурсантов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в Московской области – техникумы, колледжи, училища.
Подробная информация о правилах и условиях проведения Конкурса будет размещена на официальном сайте Главного управления региональной безопасности Московской области 16 октября 2023 г.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 06.04.2020 по делу № 14-П указал, что «нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу не является основанием для применения к государственному гражданскому служащему такой меры юридической ответственности как увольнение в связи с утратой доверия». Что это значит? Со сложного на простой язык переводит Управление противодействия коррупции Главного управления региональной безопасности Московской области.
Если человек уже является госслужащим:
На него возлагается обязанность по соблюдению всех запретов и ограничений, которые связаны с прохождением государственной гражданской службы. Получается, если госслужащий совершил коррупционное правонарушение, например, не предоставил или скрыл сведения о доходах, расходах и имуществе ему грозит увольнение в связи с утратой доверия.
Если человек только претендует на должность госслужащего (является кандидатом):
Может возникнуть ситуация, когда с человеком заключили служебный контракт, он стал госслужащим и тут выяснилось, что при поступлении на госслужбу в качестве кандидата им не указаны или скрыты какие-либо сведения, например, имущество или счет в банке. В данной ситуации его уже нельзя уволить по утрате доверия, так как на момент подачи недостоверных сведений он не являлся госслужащим. В этом случае с госслужащим могут расторгнуть служебный контракт в связи с нарушением установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта.
Новое в законодательстве по контролю расходов и доходов чиновников
Новый законопроект о внесении изменений в федеральные законы «О прокуратуре РФ» и «О персональных данных», подготовленный Министерством юстиции РФ, расширяет полномочия прокуратуры при работе с персональными данными, в том числе в ходе осуществления контроля расходов и доходов чиновников.
В настоящее время прокуроры имеют право получать и обрабатывать персональные данные только в рамках прокурорского надзора, при этом контроль расходов и доходов чиновников таковым не является. Предлагаемые изменения разработаны для устранения существующей правовой коллизии. Указанная законодательная инициатива является закономерным продолжением линии совершенствования института контроля за расходами и доходами чиновников.
В мае 2021 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, устраняющий иную правовую коллизию, связанную с контролем доходов и расходов чиновников. Изменения позволят обращать в доход государства наличные денежные средства и денежные средства со счетов чиновников, а также их супругов и несовершеннолетних детей, если они не смогут подтвердить законность происхождения этих средств. Необходимо будет обосновать наличие денежных средств, превышающих доход чиновника и его семьи за последние три года.
«Возможность обращения в доход государства земельных участков, недвижимости, автомобилей и ценных бумаг уже закреплена действующим законодательством. Теперь в этот перечень добавят и денежные средства», — отметил заместитель председателя правительства Московской области — руководитель главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.
Вскоре законодательные изменения коснутся и самого порядка подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2021–2024 годы, рассматривается вопрос о создании и внедрении цифровых технологий для электронной подачи чиновниками указанных сведений. Новая электронная система позволит осуществлять их автоматическую обработку, анализ и хранение, в том числе централизованное. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ с участием Министерства труда и социальной защиты РФ подготовят доклад с предложениями по данной системе к июню 2023 года.
Минтруд России предложил ужесточить антикоррупционное законодательство
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации подготовило изменения в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно документу, должностные лица обязаны сообщать своим непосредственным руководителям о возникновении «личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Получив такую информацию, руководитель, в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В случае если он не обладает необходимыми для этого полномочиями, его обязанностью будет сообщить о проблеме вышестоящему должностному лицу, которое обладает необходимыми полномочиями.
В случае если руководитель знал о существующей проблеме, но не предпринимал никаких действий, ему грозит увольнение с работы в связи с утратой доверия.
Документ прошел межведомственное согласование и внесен в Правительство Российской Федерации.
Разработан законопроект, направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции
Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 204, 289 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается устранить несоразмерность в применении наказаний за посредничество при даче взятки и обещании или предложении посредничества.
Согласно нынешней редакции закона посредничество во взяточничестве относится к преступлениям средней тяжести, а обещание или предложение посредничества во взяточничестве — к тяжким. При этом уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжким преступлениям.
По логике наказание за обещание посредничества не должно равняться или превышать само посредничество, а между тем, нынешняя редакция закона трактует эти преступления именно так.
Предложенная новелла исправляет этот законодательный дисбаланс, ужесточая наказание за посредничество при даче взятки. Будет ужесточено минимальное наказание за такое деяние. В случае принятия изменений нарушителям грозит штраф в размере от десятикратной до двадцати пятикратной суммы взятки (сейчас — от пятикратной до тридцатикратной), а максимальный срок составит до трёх лет лишения свободы(сейчас — до двух лет).
Кроме того, предлагается признать отягчающим обстоятельством замещение лицом государственной должности, государственной должности субъекта или должности главы органа местного самоуправления в случае незаконного участия в предпринимательской деятельности.
Изменения в декларировании доходов региональных депутатов
Государственная Дума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования осуществления полномочий депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований.
Упрощается порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами указанных органов, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, будут представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.
Кроме того, обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на указанные лица, в случае совершения ими или членами их семьи (супругой, супругом) и несовершеннолетними детьми сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данных лиц и их супругов за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Исключаются опубликование сведений, представляемых депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований, о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
При этом на официальных сайтах законодательных органов субъектов Российской Федерации и официальных сайтах представительных органов муниципальных образований будет размещаться обобщенная (статистическая) информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представлять соответствующие сведения. Порядок такого размещения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Антикоррупционные поправки
Разработаны антикоррупционные поправки в законодательстве.
Минтруд разработал антикоррупционные поправки в российское законодательство. Они ужесточат контроль за расходами чиновников, а также руководителей бюджетных учреждений и госкорпораций.
В первую очередь планируется обязать руководителей государственных и муниципальных учреждений отчитываться о своих тратах, а также супругов и несовершеннолетних детей. Расширяется перечень сведений о расходах, которые необходимо представлять. Важно будет указывать сведения о получении кредитов на приобретение объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, цифровых финансовых инструментов. Предоставить сведения необходимо, если общая сумма превышает трёхлетний совокупный доход должностного лица и его супруги/супруга.
При этом в законопроекте отмечается, что покупки супруги/супруга должностного лица, совершенные до вступления в брак, не должны учитываться для целей декларирования. Также не попадают сделки, оформленные в отчётный период, но до официального вступления лицом в должность.
Обучение глав городских округов Московской области
Главным управлением региональной безопасности Московской области в рамках реализации поручения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева по исполнению пунктов Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 организовано обучение глав городских округов Московской области в сфере профилактики и противодействия коррупции.
Семинар проводила автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Первый федеральный университет антикоррупционного просвещения» при поддержке Правительства Московской области.
Антикоррупционный семинар с элементами итогового тестирования для глав городских округов Московской области проводился с целью определения уровня знаний в сфере профилактики и противодействия коррупции.
Высокий уровень знаний по итогам тестирования показали главы городских округов Люберцы, Сергиев-Посад, Раменский, Подольск Московской области.
Результаты тестирования и вопросы дальнейшего сотрудничества с представителями Первого федерального университета антикоррупционного просвещения обсуждались в ходе рабочей встречи в Главном управлении региональной безопасности Московской области, по итогам которой принято решение о взаимодействии в рамках реализации программ по обучению государственных и муниципальных служащих Московской области в сфере профилактики и противодействия коррупции.
Снижение уровня теневой занятости и легализация трудовых отношений в городском округе Щёлково
В рамках выполнения основных задач Правительства Российской Федерации в сфере социально-трудовых отношений по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений по поручению Министерства социального развития Московской области и в целях реализации Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Московской области на 2022-2024 годы, утверждённого 22.12.2021 на заседании Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в Московской области (пункт 3 Протокола № 12/443), постановлением Администрации городского округа Щёлково от 04.02.2022 № 217 утверждён План мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в городском округе Щёлково Московской области на 2022-2024 годы.
В настоящее время теневая занятость остается актуальной проблемой в отношениях между работодателем и работником. Негативные последствия осуществления трудовой деятельности без оформления трудовых отношений:
Для работодателя. Работодатель будет привлечен к административной или уголовной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» и Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Для работника. Уменьшается размер пенсии, не оплачивается больничный лист, возникают проблемы с получением заемных средств в кредитных организациях, не возвращаются налоги на доходы физических лиц в случаях приобретения квартиры, затрат на обучение детей и лечение.
В соответствии с изложенным обращаем внимание руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории городского округа Щёлково, на необходимость законного оформления трудовых отношений со своими работниками.
По вопросам правильности оформления трудовых договоров, а также о случаях нарушения трудового законодательства и выплаты заработной платы «в конвертах», вы можете сообщить:
• по телефону «горячей линии» Главы городского округа Щёлково 8 (496) 251 65 75;
• по электронной форме обратной связи на сайте Администрации городского округа Щёлково shhoylkovo.ru.
Скажи: «Нет!» зарплате в конверте
Генпрокурор России принял участие в заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции
26 октября 2022 года Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в 7-м заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции в режиме ВКС. В мероприятии также участвовали Генеральные прокуроры Республики Армения, Республики Беларусь, Киргизской Республики, руководители антикоррупционных ведомств Республики Казахстан и Республики Таджикистан, а также Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
В своем докладе Игорь Краснов отметил непрерывное совершенствование системы контроля за доходами, расходами, оборотом имущества государственных служащих и членов их семей. В частности, с прошлого года антикоррупционный контроль распространился и на криптовалюты, а также на иные цифровые финансовые активы, с марта текущего года законодательно установлены новые механизмы контроля за доходами чиновников.
Речь идет о проведении специальных проверок в случаях, если на принадлежащие чиновникам или членам их семей банковские счета поступили денежные средства, превышающие совокупный доход за три последних года.
Глава российского надзорного ведомства отметил положительный эффект от реализации прокурорами полномочий по изъятию у чиновников имущества, легальность происхождения которых ими не доказана. За последние два года в рамках инициированных прокурорами антикоррупционных мероприятий судами с таких должностных лиц взыскано свыше 117 миллиардов рублей.
В этом году по иску прокуратуры в доход государства изъято 22 объекта недвижимости стоимостью свыше 50 миллионов рублей, которые за время службы бывший высокопоставленный коррупционер успел приобрести и оформить в собственность на себя и родственников.
По итогам заседания принят ряд решений, направленных на укрепление международного взаимодействия. В частности, поддержана инициатива Генпрокурора России о проведении молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», направленного на привлечение внимания общественности к вопросам противодействия коррупции и роли государственных органов в этой сфере под эгидой Межгосударственного Совета по противодействию коррупции.
Изменения в законодательстве о противодействии коррупции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 № 1301 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых госслужащими, будет проводиться, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Также уточняется порядок определения стоимости подарка, полученного отдельными категориями госслужащих. Установлено, что в случае, если в отношении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не поступило заявление о выкупе либо поступил отказ от выкупа, такой подарок подлежит передаче в Гохран России.
Когда за коррупцию отвечает коммерческая организация
Верховный суд РФ в ходе рассмотрения жалобы на постановление судьи о привлечении коммерческой организации к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) разъяснил обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в коммерческих организациях.
Меры по предупреждению коррупции должны включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В своей позиции (постановление Верховного суда РФ от 22.03.2023 № 51-АД23-2-К8) суд отметил, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель ГУРБ Московской области принял участие в антикоррупционном форуме
В Правительстве Вологодской области 22-23 марта 2023 года проходил III Межрегиональный антикоррупционный форум «Антикоррупционное просвещение: стратегия развития и лучшие практики внедрения».
В Форуме приняли участие представители органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений из 13 регионов Российской Федерации. Московскую область представлял заместитель начальника Управления противодействия коррупции в Московской области – начальник отдела проверок Александр Расстрыгин.
Основная идея Форума — консолидация опыта регионов в решении актуальных проблем организации правового просвещения и правового информирования по вопросам противодействия коррупции, внесение инициатив, обмен практиками.
Московская область, в рамках реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих свою деятельность в частном секторе экономики, в соответствии с Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы», представила практику антикоррупционного просвещения в предпринимательской среде Московской области.
Также речь шла об антикоррупционном просвещении молодежи, вопросах взаимодействия с подрастающим поколением и роли образовательных организаций в области антикоррупционного воспитания.
Вместе против коррупции!
Стартует конкурс для молодёжи.
Продолжается приём работ на Международный молодёжный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». Конкурс проводится для молодёжи из всех государств мира. Он организован Генеральной прокуратурой Российской Федерации при поддержке Минпросвещения России.
Приём работ продлится до 1 октября 2021 года на официальном сайте конкурса в двух номинациях – социальный плакат и социальный видеоролик. Участниками могут стать граждане любого государства (авторы – физические лица или творческие коллективы) в возрасте от 14 до 35 лет.
Для участия в конкурсе необходимо заполнить регистрационную форму на сайте и подтвердить своё согласие с правилами конкурса, а также дать согласие на обработку персональных данных. Конкурсные работы в электронном виде загружаются через личный кабинет на сайте. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.
Юридическим управлением администрации Щёлковского муниципального района за 2018 год проведены 216 антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов администрации Щёлковского муниципального района. С начала 2019 года по настоящее время проведена антикоррупционная экспертиза 42 проектов нормативных правовых актов администрации Щёлковского муниципального района.