КТО МОЖЕТ БЫТЬ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

Допуск организаций к деятельности по проведению СОУТ

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

1. Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Экспертной организацией является не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы. Экспертная организация самостоятельно определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

3. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

1) знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;

2) отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и (или) образцов продукции (товаров), от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

3) запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для осуществления экспертизы;

4) уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

5) включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

4. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация обязаны:

1) подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

2) не разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы.

5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.

1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр экспертов).

2. Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Порядок формирования и ведения реестра экспертов, в том числе порядок внесения записи об аттестации или о ее аннулировании, а также форма сертификата эксперта (выписки из реестра экспертов), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

4. В реестр организаций вносятся следующие сведения:

1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) основной государственный регистрационный номер;

4) регистрационный номер записи в реестре организаций;

5) дата внесения сведений об организации в реестр организаций;

6) дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

7) дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;

8) дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.

5. В реестр экспертов вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

2) уникальный номер записи об аттестации в реестре экспертов, дата ее внесения, дата окончания срока действия аттестации;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;

4) дата аннулирования аттестации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

6. Сведения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Срок действия результатов специальной оценки, истекающий в 2022 г., продлен до 31.12.2023 в отношении рабочих мест, на которых по результатам предыдущей оценки установлены классы условий труда 1, 2 и в отношении которых работодателями не поданы соответствующие декларации (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 451-ФЗ, от 30.12.2020 N 503-ФЗ)

5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в.1» пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

(часть 6 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ»О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г., 8, 30 декабря 2020 г., 28 декабря 2022 г., 24 июля 2023 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

28 декабря 2013 года

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

Готовые решения. Вопросы применения ст. 41

1. Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случае, предусмотренном частью 3 статьи 94 настоящего Федерального закона. Заказчики вправе привлекать экспертов, экспертные организации в целях экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в закупке.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

2. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

3. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

6. Для проведения экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.

7. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 512-ФЗ)

8. В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Текст в формате word, pdf (с подписями и печатями).

по выбору судебных экспертов

1. Общие положения

Настоящие Методические разъяснения (далее — МР) носят рекомендательный характер при проведении процедуры выбора/назначения, отвода судебных экспертов (организаций, учреждений) при назначении финансово-экономической, оценочной судебной экспертизы, а также могут быть использованы при выборе специалистов в рамках проведения внесудебных экспертиз, в том числе при рецензировании заключений судебных экспертов. Отдельные положения настоящих МР могут быть использованы и при назначении других видов (родов) экспертиз.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме (ч. 1 ст. 8).

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту установлены, и определение уровня его квалификации осуществляется, в порядке ст. 13.

В соответствии с положениями процессуального законодательства (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 77 КАС РФ, ст. 195 УПК РФ) производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы.

Выбор экспертного учреждения или эксперта находится в компетенции суда. « По смыслу процессуальных норм, регламентирующих порядок назначения экспертизы, определение конкретной экспертной организации является прерогативой суда, рассматривающего дело, и осуществляется на основе оценки совокупности всех фактов:

Помимо судопроизводства налоговые органы в необходимых случаях могут привлекать на договорной основе экспертов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля. Данная внесудебная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ). При этом:

и выбора экспертной организации

Выбор экспертной организации рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев:

Профессиональное признание (места в профессиональных рейтингах, наличие профессиональных аккредитаций);

Сроки проведения экспертизы;

Цена (стоимость) проведения экспертизы.

При выборе кандидатуры судебного эксперта (организации, учреждения) в качестве основного, определяющего фактора следует рассматривать неценовые критерии качества, такие как: квалификация, компетенция, опыт проведения аналогичных экспертиз.

3. Критерии выбора эксперта

Выбор эксперта рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев (дополнительно к критериям цены и срока):

4. Основания для отвода эксперта, экспертной организации

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ, ст. 33 КАС РФ).

В целях качественного выполнения экспертизы необходимо обращать внимание на следующие факты, являющиеся основанием для отвода некомпетентных, неквалифицированных или зависимых экспертов/экспертных организаций, учреждений:

Материалы по теме:

Самым частым вопросом, поступающим в адрес судебных экспертов и экспертных организаций, является вопрос о лицензировании и правовых основаниях осуществления судебно-экспертной деятельности. Может ли исследование проводится негосударственной организацией? А чем отличается эксперт или специалист?

Итак, давайте рассмотрим все эти вопросы.

Эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 49 КАС РФ.

Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое для дачи пояснений, консультаций, разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, и оказания иной непосредственной помощи (ст. 58 УПК РФ, ст. 55.1 АПК РФ, ст. 50 КАС РФ).

Как видно из указанных выше определений и эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями в какой-либо сфере, необходимыми для ответа на вопросы, имеющие значения для решения дела. Отличие заключается в функционале: эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие, при этом консультация специалиста – разъяснения, консультации, профессиональное мнение лица, обладающего теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого спора, не требующие проведения специальных исследований (ст. 87.1 АПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 169 КАС РФ)

Нормативно-правовой базой судебной экспертизы в Российской Федерации являются Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и процессуальные кодексы, согласно которым (ст. 195 УПК, ст. 79 ГПК, ст. 82 АПК, ст. 77 КАС) проведение экспертиз возможно как государственными, так и негосударственными экспертами. Согласно Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» «Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению».

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется, а согласно требованиям нормативно-правовых актов о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является добровольной, а единый орган их осуществляющий отсутствует.

Следует отметить, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» существуют ограничения, касающиеся некоторых видов экспертиз в части решения определенных вопросов или наличия процессуальных условий:

судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;

судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;

судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкою вреда здоровью человека, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара.

Помимо указанных выше ограничений, цитируя решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2004 по делу ГКПИ04-738 , «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 195), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 79) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 25.9) связывают возможность привлечения лица в качестве эксперта для проведения экспертизы и дачи заключения с наличием у него специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, а не наличием лицензии».

Несмотря на то, что порядок оценки специальных знаний экспертов в настоящее время нормативно не закреплен, при выборе экспертной организации предлагаем обратить внимание на следующие детали:

наличие свидетельства о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет;

ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц) должен содержать код и наименование вида деятельности экспертной организации (71.20.2 Судебно-экспертная деятельность);

эксперты и специалисты организации должны иметь документы об образовании, соответствующем виду (разновидности) проводимого исследования, и/или документы, подтверждающие стаж работы по экспертной специальности.

экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации;

эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями, при этом эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие;

специальные знания являются определяющим фактором оценки способности лица выступать в качестве эксперта или специалиста;

экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется и лицензий не существует;

сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является необязательной.

Где можно заказать специальную оценку условий труда

Обеспечение безопасности работников в процессе их трудовой деятельности — это не просто проявление заботы, но и обязанность каждого работодателя. С этой целью проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Однако самостоятельно провести ее не получится: законодательство возлагает эту функцию на специализированные организации.

В статье расскажем, как выбрать подрядчика для проведения СОУТ, но для начала объясним, что представляет собой такая оценка, каким предприятиям требуется и какой нормативной базой регламентируется.

Итак, главная цель СОУТ — выявление вредных или опасных факторов на рабочем месте. Спецоценка позволяет выяснить, в какой мере имеющиеся показатели не соответствуют нормам и требованиям и какова степень негативного воздействия на здоровье сотрудников.

Регламентируется проведение СОУТ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон № 426-ФЗ ). В частности, в нем говорится, что спецоценка обязательна для всех организаций, использующих наемный труд, — вне зависимости от характера деятельности. Также стоит иметь в виду, что по закону СОУТ выполняется каждые пять лет. В ряде ситуаций — например, по предписанию контролирующего органа или при создании новых рабочих мест — может потребоваться внеплановая оценка.

Обратите вниманиеНе оцениваются условия труда в том случае, если наемный работник трудится удаленно, а также если работодатель — физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Согласно статье 19 Закона № 426-ФЗ, чтобы предоставлять услуги специальной оценки условий труда, организация должна отвечать следующим требованиям:

Последний пункт заслуживает особого внимания. Аккредитация ИЛ происходит в соответствии с действующим законодательством РФ. Руководителю компании, который планирует заказать проведение СОУТ, рекомендуется убедиться в статусе лаборатории (она должна быть действующей). Также следует поинтересоваться датой аттестата аккредитации и датой ближайшего контроля ИЛ: это необходимо, чтобы сроки проведения СОУТ и процедура подтверждения компетентности лаборатории не совпали.

Как узнать, отвечает ли выбранная организация вышеперечисленным требованиям? Прежде чем принимать решение о сотрудничестве, стоит зайти на сайт Минтруда РФ и удостовериться, что компания включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

ВажноК числу основных принципов работы компаний, проводящих СОУТ, относится принцип независимости, отраженный в статье 22 Закона № 426-ФЗ. Он означает, что специализированная организация, ее учредители, руководители и эксперты не должны быть аффилированы с компанией-заказчиком и органами исполнительной власти каким-либо образом, в том числе посредством родственных связей.

Солидные компании размещают на своих сайтах все подтверждающие документы и ссылки на государственные реестры.

Критерии выбора подрядчика

Помимо соответствия требованиям действующего законодательства, при выборе подрядчика необходимо обратить внимание на такие моменты, как:

Лучше всего запросить коммерческие предложения в трех–четырех организациях, сравнить их, уточнить детали и уже тогда сделать выбор. В процессе общения с менеджерами можно также понять, насколько комфортно будет сотрудничать с тем или иным подрядчиком.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Для наглядности давайте рассмотрим несколько компаний с солидной репутацией, которые оказывают услуги по среднерыночным ценам.

«Клинский институт охраны и условий труда»

Негосударственное научно-исследовательское учреждение с обширной технической базой, существующее с 1995 года. К ИОУТ ведет собственные научные исследования и оказывает услуги в сфере охраны труда государственным и коммерческим структурам. Среди клиентов — Государственная Дума РФ, Совет Федерации, Банк России, ОАО «Авиационная компания «Трансаэро». Общая численность персонала компании — более 300 человек, парк измерительного оборудования лаборатории — более 700 единиц. Кроме того, КИОУТ является ведущим российским разработчиком и поставщиком программного обеспечения для автоматизации работ в сфере охраны и медицины труда.

* Регистрационный номер №1 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 20 января 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«СтандартСервис»

Компания из Тулы, существует с 2015 года, занимается СОУТ, производственным контролем, разработкой документации по охране труда. При проверке более ста рабочих мест клиентам предоставляется скидка 10%. География обслуживания — Московская, Тульская и ближайшие к ним области. В штате работают восемь сертифицированных экспертов, есть собственная ИЛ.

* Регистрационный номер №76 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 16 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Профи»

Компания работает с 2009 года, главный офис находится в Туле, есть филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Клиентами являются предприятия из разных регионов России, в том числе ГМК «Норильский никель», «ПАО «Тулачермет», ГК «Браер», X5 Retail Group, Агропромышленный холдинг «Мираторг» и другие. Высокое качество услуг подтверждается официальными рекомендательными письмами, размещенными на сайте компании. Наряду со специальной оценкой условий труда, в ЦОТ «Профи» оказывают услуги производственного контроля, обучения, оценки профессиональных рисков. При комплексных заказах и больших объемах работ предоставляются скидки. Большой парк приборов и собственная химическая лаборатория позволяют выполнять весь спектр необходимых исследований в короткие сроки. В штате работает более 15 сертифицированных экспертов.

* Регистрационный номер №120 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 12 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«Экостандарт «Технические решения»

Группа компаний «Экостандарт» известна на рынке более десяти лет. Среди клиентов, для которых проводилась СОУТ, — Саяно-Шушенская ГЭС, ОАО «РЖД», ПАО «НК Роснефть». На сайте компании в разделе «Отзывы» можно ознакомиться с благодарственными письмами заказчиков. Помимо охраны труда, ГК «Экостандарт» предоставляет услуги инженерных изысканий и экологической экспертизы. В структуру группы компаний входит аккредитованный испытательный центр.

* Регистрационный номер №132 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 19 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Труд-эксперт»

Компания работает в сфере охраны труда с 2000 года. Офис находится в Туле, обслуживает клиентов из разных регионов России. Большой процент заказчиков — учреждения здравоохранения, в том числе ФГУ «Поликлиника №4» Управления делами Президента Российской Федерации». Официальные отзывы, подписанные руководством предприятий, размещены на сайте компании. В штате работают шесть экспертов, сертифицированных в Минтруда России. Есть собственная испытательная лаборатория.

* Регистрационный номер №448 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 10 марта 2017 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Признаки солидной организации, проводящей СОУТ, — соответствие всем требованиям действующего законодательства, индивидуальный расчет стоимости услуг, наличие программы лояльности, готовность работать с клиентами из любых регионов. Договор с такой компанией станет показателем ответственного подхода работодателя к вопросам охраны труда.

Результатом проведения СОУТ должны стать создание комфортных и безопасных условий на рабочих местах, оптимизация выплат в пенсионный фонд, повышение лояльности работников. Поэтому подрядчика необходимо выбирать с расчетом на длительное сотрудничество, избегая фирм-однодневок.

Оцените статью
Минтруд России