- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Разработка инструкций по охране труда для работников с нарушениями
- Как ознакомить работника
- Направления деятельности и примерные обязанности комиссии
- Организация обучения
- Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты
- Организация электробезопасности
- Организация безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Планово-предупредительный ремонт
- Организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований
- Обеспечение функционирования системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками
- Обеспечение пожарной безопасности
- Выполнение санитарного законодательства
- Обеспечение охраны общеобразовательной организации
- Создание комиссии по охране труда
- Шпаргалка
- ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Какие разделы включить в инструкции по охране труда
- Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций
- Кто разрабатывает и утверждает ИОТ
- Кто разрабатывает инструкции по охране труда
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В соответствии со статьей 224 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2017, N 7, ст. 1093), приказываю:
Утвердить примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.
Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2014 г. N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33294).
Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Министр А. О. К ОТЯКОВ
УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 650н
Разработка инструкций по охране труда для работников с нарушениями
Если работодатели неправомерно возлагают на сотрудника, чьи должностные обязанности это не предусматривают, полную разработку соответствующих инструкций по ОТ, контролирующие органы могут признать это нарушением трудового законодательства, применив ч. 1 ст.5.27 Кодекса об административных нарушениях (КоАП РФ). За данное правонарушение, совершенное впервые, работодателю грозит штраф:
В случае, когда разработка инструкций по охране труда и далее будет поручаться работникам, в компетенцию которых это не входит, к работодателю могут применить ответственность за совершение повторного правонарушения (ч.2 ст.5.27). Тогда штраф для ИП составит 10-20 тыс. рублей, а для организаций – 50-70 тыс. рублей.
Статья 5.27.1 КоАП РФ применяется, если на предприятии будут отсутствовать инструкции по охране труда для конкретных работников, либо если они будут разработаны с нарушениями нормативных или отраслевых актов. По данной статье предусмотрены более значительные штрафы. За первое правонарушение работодателю грозят следующие штрафные санкции:
При совершении аналогичного правонарушения повторно, работодатель может быть привлечен к ответственности по п.5 ст.5.27.1 КоАП. В этом случае максимальный штраф для ИП увеличивается до 40 тыс. рублей, а для юрлиц – до 200 тыс. рублей. Альтернативой штрафу может стать приостановление деятельности организации или предпринимателя сроком до 90 дней.
Как ознакомить работника
Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода.
Разобраться в новых требованиях к проведению и оформлению инструктажей поможет бесплатный вебинар Натальи Герасименко «Новые порядки обучения по охране труда и пожарной безопасности. Отвечаем на вопросы работников и работодателей»Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.
Пример листа ознакомления с ИОТ:
Направления деятельности и примерные обязанности комиссии
Статья 214 Трудового кодекса РФ
Организация обучения
Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464
К таким сотрудникам относятся руководители учреждения и структурных подразделений, члены комиссии по охране труда, специалист по охране труда или сотрудник, исполняющий его обязанности, уполномоченный по охране труда.
Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н
Организация электробезопасности
Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903Н
Организация безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Планово-предупредительный ремонт
Ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ
Организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н
Важно! Проходить психиатрическое освидетельствование можно только в лицензированных медицинских организациях. В лицензии должны быть указано право проводить психиатрическое освидетельствование (п. 3 Порядка № 342н).
Вебинар для специалистов по ОТ
Охрана труда в образовательной организации в 2023/2024 учебном году
Обеспечение функционирования системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н, Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926
Обеспечение пожарной безопасности
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479
Выполнение санитарного законодательства
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
Обеспечение охраны общеобразовательной организации
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.08.2019 № 492-ст ГОСТ Р 58485-2019
В конце статьи есть шпаргалка
Создание комиссии по охране труда
Часто можно встретить ситуацию, когда комиссия создается для галочки. Члены комиссии наделены только ответственностью без обязанностей, что приводит к низкой организации охраны труда и штрафам от органов государственного контроля и надзора.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650н устанавливает, что в состав комиссии на равной основе входят представители работодателя и профсоюзной организации или другого уполномоченного работниками представительного органа. Поэтому еще на подготовительном этапе необходимо определить численный состав комиссии и подобрать работников от административно-управленческого персонала и трудового коллектива с учетом организаторских способностей, компетенций, умения работать с людьми и занятости по основному месту работы.
Разумно будет рассматривать преподавателей ОБЖ, мастеров производственного обучения, преподавателей образовательной области «Технология» и других дисциплин, к преподаванию которых предъявляются повышенные требования безопасности.
При разработке Положения о комиссии по охране труда необходимо руководствоваться Приказом № 650н. Положение надо согласовать с профсоюзом, утвердить работодателю и зарегистрировать в делопроизводстве, после чего руководитель должен издать приказ о создании комиссии по охране труда.
Пример приказа вы найдете в нашей шпаргалке.
Комиссия избирает председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем может быть работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей — представитель выборного органа первичной профсоюзной организации.
Далее необходимо составить и утвердить план работы на год, довести его до работодателя и ознакомить всех работников, включая уполномоченного по охране труда и специалиста по охране труда.
Все члены комиссии обязательно должны пройти обучение по охране труда, применению СИЗ, оказанию первой помощи пострадавшим и проверку знания требований охраны труда — в учебном центре (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).
Если работодатель решил обучать работников сам, то в составе комиссии должно быть не менее двух человек, которые прошли подготовку в учебном центре в качестве членов комиссии по проверке знаний, и работник, прошедший обучение в качестве проводящего обучение и инструктажи — также в учебном центре (п. 44 Постановления № 2464).
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Положение) разработано с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.
На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.
Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.
Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.
Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, действующими в отношении работодателя, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.
Задачами Комитета являются:
разработка и дальнейшее совершенствование программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
рассмотрение проектов локальных нормативных актов работодателя по охране труда и формирование предложений по их корректировке в целях недопущения противоречий с требованиями действующего законодательства или ущемления прав работников;
участие в организации и проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
подготовка и представление работодателю предложений по улучшению условий и охраны труда по результатам проведения проверок, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
рассматривать результаты проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, поступившие особые мнения, а также замечания и предложения первичной профсоюзной организации и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);
содействие работодателю в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Функциями Комитета являются:
рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда;
участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с обязательными требованиями охраны труда;
информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому у работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
содействие работодателю в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
содействие своевременной бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
содействие работодателю в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
содействие работодателю во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;
подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;
подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов;
содействовать работодателю в рассмотрении обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам).
Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:
запрашивать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;
заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.
Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, организационной структуры, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем — работник службы охраны труда работодателя.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
Члены Комитета проходят обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Члены Комитета, представляющие работников, отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.
Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Какие разделы включить в инструкции по охране труда
Пункт 21 раздела 3 Требований определяет перечень разделов, которые должна содержать инструкция по ОТ:
Изменения в законодательстве. Практические ситуации.
В разделе «Общие требования охраны труда» надо показать:
Пример раздела «Общие требования безопасности» инструкции по охране труда для работника, использующего ПЭВМ, вы найдете в шпаргалке. Используйте формулировки при составлении своего документа.
В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отразить порядок:
В шпаргалке вы найдете пример соответствующего раздела.
В требования охраны труда во время работы необходимо включить:
Пример раздела «Требования охраны труда во время работы» — в конце статьи.
Раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» должен включать:
Пример раздела «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» вы также найдете в конце статьи. На его основе вы можете составить свою инструкцию.
В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» надо указать:
Пример такого раздела поможет вам правильно составить свой документ.
Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций
В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.
Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.
Кто разрабатывает и утверждает ИОТ
1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда РФ от 17.03.2022 № 140н). Именно в соответствии с требованиями этого документа работодателям и предстоит пересмотреть инструкции по охране труда.
О нюансах разработки инструкций по новым требованиям поговорим с экспертом Контур. Школы Андреем Любимовым на онлайн-конференции «Главные изменения в охране труда. Итоги-2022. Перспективы-2023». Участие бесплатно!Согласно ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372 ТК РФ.
Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности. Логичным будет передать полномочия по разработке инструкций руководителям структурных подразделений, но, скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда.
Порядок утверждения документа так же регламентирован ст. 372 ТК РФ. Шапка инструкции может выглядеть как на образце.
Кто разрабатывает инструкции по охране труда
Вопросы, кто разрабатывает инструкции по охране труда, и кто должен это делать по закону, имеют два разных ответа. По сложившейся практике данной деятельностью занимается специалист по ОТ, после чего документ визируется начальником отдела по охране труда и утверждается руководителем организации. Однако, такой порядок не вполне соответствует действующему законодательству.
Верно то, что инструкции по ОТ утверждает глава компании (директор, гендиректор и т.п.), то есть работодатель, наделенный множеством обязанностей. Одной из них, согласно ст. 212 Трудового кодекса, является разработка и утверждение инструкций по охране труда. Если на предприятии существует профсоюз, то учитывается его мнение по тексту документа. Но отвечает за наличие и содержание инструкций по ОТ именно работодатель. Однако его желание полностью переложить работу по составлению инструкций на специалистов/руководителей по охране труда неправомерно.
С июля 2013 года, в соответствии с новым Единым квалификационным справочником, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н, вопросами охраны труда в организации занимаются:
В этом же нормативном документе прописаны должностные обязанности вышеуказанных сотрудников. Из них следует, что инструкция по охране труда для работника разрабатывается руководителем структурного подразделения, в котором он непосредственно трудится, а руководители/специалисты по ОТ лишь оказывают методическую помощь в разработке данного документа. Предполагается, что начальники отделов наиболее осведомлены о специфике деятельности своих подчиненных, и могут составить инструкцию с ее учетом. Тогда как специалисты по охране труда такой информацией не владеют.
Напомним, что инструкции по охране труда разрабатываются на основании Методических рекомендаций Минтруда России по разработке таких инструкций. Документ утвержден ведомством 13 мая 2004 г. Следование рекомендациям не является обязательным, однако помогает стандартизировать работу с инструкциями и минимизировать претензии со стороны ГИТ, которые также учитывают их при своей работе. Также типовые инструкции по ОТ содержатся в различных отраслевых и межотраслевых документах.
На предприятии должно иметься локальное Положение о разработке и утверждении инструкций по ОТ.