- Autism and Developmental Disorders 2024. Volume 22. No. 1. P. 58-67 doi:10.17759/autdd.2024220108 ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
- Annotation
- General Information
- Диагностический инструмент Матрица коммуникации
- Цели и задачи
- Методика
- Продолжительность исследования
- Описание ученицы
- Заключение
- Результаты
- Первый диагностический срез
- Уточненный запрос
- Результаты первичной диагностики (сентябрь 2021 г.)
- Повторный диагностический срез
- Результаты повторной диагностики
- Результаты диагностики и прогресс
- Диагностика май 2022 года
- Особенности после летних каникул
- Прогресс и позитивные изменения
- Уровни коммуникации
- Выводы
- Литература
Autism and Developmental Disorders 2024. Volume 22. No. 1. P. 58-67 doi:10.17759/autdd.2024220108 ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Annotation
Relevance and aim. There is a significant lack of diagnostic tools and documented practical experience in assessing the communication of children with severe complicated forms of autism. The diagnostic tool Communication Matrix was tested in working with a primary school-aged child with severe multiple developmental disorders (SMDD): severe complicated form of autism, moderate intellectual disability, systemic speech underdevelopment, etc.
Methods and techniques. The diagnostic tool Communication Matrix was used in working with a 10-year-old child. Data collection was carried out by observation method over one year during free and educational activities, as well as interviews with parents. The study is presented with three diagnostic snapshots and their analysis.
Results. At the initial diagnostic stage, the childs communicative features were identified: limited repertoire of non-standard and standard communication, partial availability of symbol use, atypical facial reactions, low self-activity, etc. Correctional tasks were formulated: development of non-standard, standard, and symbolic communication. The final diagnosis revealed a positive dynamics in the development of all communication levels. With continuous correctional work, the childs own communicative activity increased, the repertoire of non-standard and standard communication expanded, and separate actions appeared at the level of symbolic communication. In the absence of intervention, a decrease in communicative activity, the need for more assistance, and partial breakdown of communication skills were observed.
Conclusions. The Communication Matrix tool allowed for the initial diagnosis of the childs communication sphere, determination of correctional-development tasks. The advantages of the method in this case include the ability to study the communication of a child with a severe complicated form of autism who does not use oral speech at the initial diagnostic stage and for monitoring the success of intervention. The limitations of the technique include weak variability of considered non-verbal nonsymbolic communication means. The described experience can be taken into account in further studies of the tools effectiveness on an extended sample, as well as when choosing diagnostic tools for assessing the communication of children with SMDD and autism.
General Information
Keywords: autism, systemic speech disorders, severe multiple developmental disorders, intellectual disability, socio-communicative development, Communication Matrix, psycho-pedagogical diagnostics
Publication category: Diagnostic tools
Type of material: scientific article
Accepted for publication: 27.03.2024
Диагностический инструмент Матрица коммуникации
В работе с ребенком с тяжелой осложненной формой аутизма был использован диагностический инструмент Матрица коммуникации. Данное исследование было проведено в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Цели и задачи
Основные задачи исследования включали в себя проведение первичной, промежуточной и итоговой диагностики ученицы А. с использованием инструмента Матрица коммуникации. Был проведен как качественный, так и количественный анализ полученных данных.
Методика
Для диагностики были использованы ситуации взаимодействия ребенка с педагогами и другими детьми в учебной и свободной деятельности, игровое взаимодействие и другие сценарии. Оценивались способы выражения согласия и отказа, просьбы, привлечения внимания, выбора, ответов на вопросы, названия предметов и людей, комментарии и т. д.
Продолжительность исследования
Исследование было проведено в течение 12 месяцев, с сентября 2021 года по сентябрь 2022 года.
Описание ученицы
На момент начала исследования ученице А. было 10 лет 4 месяца, на момент окончания — 11 лет 4 месяца. Ученица обучается по адаптированной программе для детей с расстройствами аутистического спектра. Диагностированы расстройства аутистического спектра, умеренная умственная отсталость, отсутствие устной речи, нарушение зрения, атопический дерматит и двигательные нарушения.
Заключение
Использование диагностического инструмента Матрица коммуникации позволило детально изучить коммуникативные навыки ученицы с тяжелой осложненной формой аутизма и эффективно работать над их улучшением. Дальнейшие исследования и практические наблюдения могут помочь в развитии индивидуализированных подходов к обучению детей с подобными расстройствами.
Результаты
Первый диагностический срез
Первый диагностический срез был проведен в сентябре 2021 года. По результатам обследования было установлено, что у ученицы А. не в полной мере освоены паттерны нестандартной коммуникации (отказ, запрос нового действия, объекта). Не полностью сформирован репертуар паттернов стандартной коммуникации. Доступно использование конкретных символов и частично — абстрактных, а также конструкция простой фразы (из 2-х слов) для выражения просьбы. Общий балл: 44 (при максимуме 160), процент усвоения коммуникации — 28.
Уточненный запрос
Цели вмешательства были внесены в специальную индивидуальную программу развития обучающейся (СИПР) и реализовывались в рамках программы.
Результаты первичной диагностики (сентябрь 2021 г.)
Рис. 1. Результаты первичной диагностики (сентябрь 2021 г.)
Повторный диагностический срез
Через 7 месяцев, в мае 2022 года, с помощью инструмента Матрица коммуникации был проведен повторный срез. Общий балл: 75 (максимум 160), процент усвоения коммуникации — 47.
По результатам, было отмечено, что у ученицы А. расширился репертуар невербальных средств общения для выражения просьбы о новом действии, продолжении (еще), о выборе, для выражения просьбы об отсутствующем объекте. Она начала с частичной помощью просить новые объекты, здороваться и прощаться в ответ, часто выражать согласие и несогласие, используя устойчивые жесты. А. стала чаще запрашивать внимание взрослого, уверенно просить отсутствующие мотивационные предметы с использованием системы PECS (односложно самостоятельно, с частичной помощью — простой фразой. Стала правильно наименовывать предметы, объекты, людей, используя конкретные символы и с частичной помощью, используя абстрактные символы.
Результаты повторной диагностики
Рис. 2. Результаты повторной диагностики (май 2022 г.)
Результаты диагностики и прогресс
Диагностика май 2022 года
В начале мая 2022 года, была проведена диагностика коммуникативных навыков у А. В результате было отмечено, что она начала давать односложные ответы на простые вопросы, используя систему обмена карточками.
Особенности после летних каникул
После летних каникул в сентябре 2022 года, был проведен еще один диагностический срез. Однако, из-за непостоянства коррекционно-развивающих занятий во время отпуска, уровень коммуникации у А. снизился. Она перестала привлекать внимание, не использовала средства коммуникации для обозначения выбора, и часто нуждалась в подсказках для выполнения простых действий.
Прогресс и позитивные изменения
Уровни коммуникации
- Нестандартное общение: А. усвоила коммуникацию на данном уровне.
- Стандартное общение: она научилась выражать отказ, просьбу о новом предмете или действии, а также умеет предложить что-либо или поделиться.
- Конкретные символы: А. научилась выражать отказ или желание продолжить действие, просить о новом действии или отсутствующем предмете.
- Абстрактные символы: она научилась просить о предмете, приветствовать людей, использовать вежливые формы общения.
- Языковой уровень: с использованием средств альтернативной коммуникации, А. теперь может просить об отсутствующем предмете или действии.
После проведения серии коррекционно-развивающих занятий, удалось добиться значительных позитивных изменений в коммуникативных навыках у А. Результаты итоговой диагностики показали улучшение ее способностей и снижение зависимости от подсказок.
Инструмент «Матрица коммуникации» позволил получить достаточно много измеряемых показателей уровня коммуникации ребенка с тяжелой осложненной формой аутизма, а также зафиксировал их изменения в процессе коррекционно-развивающей работы и в ее отсутствие. Несмотря на ограничения (невозможность фиксации отдельных особенностей коммуникативного поведения ребенка), инструмент оказался достаточно удобным при составлении программы вмешательства.
Выводы
С помощью инструмента «Матрица коммуникации» была проведена первичная диагностика коммуникативного развития ребенка с тяжелой осложненной формой аутизма и определены задачи коррекционно-развивающей работы, заключающейся в поддержке и развитии навыков коммуникации, находящихся в зоне ближайшего развития ребенка, с использованием невербальных средств общения и средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уровне нестандартного общения, стандартного общения, конкретных и абстрактных символов и языка.
Инструмент также позволил зафиксировать изменения в коммуникативной сфере ребенка, включенного в коррекционно-развивающую работу, отразив динамику в развитии коммуникации на всех уровнях. Если в работе с ребенком делался перерыв, то фиксировался регресс некоторых навыков на уровне ненамеренного и намеренного поведения, стандартного общения и конкретных символов.
Можно отметить, что инструмент «Матрица коммуникации» дает возможности оценивать навыки коммуникации у ребенка, не использующего речь и имеющего трудности с использованием символических средств общения, а также позволяет определить эффективность психолого-педагогического вмешательства, направленного на развитие коммуникативных навыков.
В качестве преимуществ методики в процессе ее практического использования в описанном случае мы выделили: возможность исследования коммуникации ребенка с тяжелой осложненной формой аутизма, не использующего устную речь, на этапе первичной диагностики и для мониторинга успешности психолого-педагогического вмешательства при обучении его использованию альтернативной и дополнительной коммуникации.
Также были определены следующие ограничения: в методике учтены не все невербальные коммуникативные средства, которые могут быть использованы ребенком на этапе до-символической коммуникации.
В частности, недостаточно представлены возможные мимические реакции и их особенности (например, улыбка интерпретируется как однозначное проявление удовольствия, сдвинутые брови — недовольства, однако у обследованной девочки данные реакции, в зависимости от ситуации, могут интерпретироваться иначе); реакции изменения тонуса тела (например, обследованный ребенок часто не совершает движений, но заметно изменяет тонус мышц тела — например, может чрезмерно расслаблять мышцы, сползая со стула или выскальзывая из рук, когда выражает протест или несогласие с чем-либо; и напрягать мышцы тела также без совершения движений или при подготовке к совершению движения, когда проявляет интерес к чему-либо).
Описанный опыт может быть использован при планировании дальнейших исследований эффективности инструмента «Матрица коммуникации» на расширенной выборке, включающей детей с тяжелыми осложненными формами аутизма, а также при выборе диагностического инструментария для обследования коммуникации детей с такой структурой нарушения.
Литература
Всего: 148 В прошлом месяце: 93 В текущем месяце: 55
Скачиваний
Всего: 43 В прошлом месяце: 33 В текущем месяце: 10