1. Государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.
7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.
1. Государственная служба занятости, представляющая собой совокупность органов государственной власти и организаций, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в целях обеспечения прав и гарантий граждан и работодателей в сфере занятости населения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Государственная служба занятости включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы;
3) исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения;
4) государственные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (далее — государственные учреждения службы занятости).
3. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, и государственные учреждения службы занятости образуют органы службы занятости.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2147; 2017, N 15, ст. 2200; N 52, ст. 8134; 2018, N 3, ст. 522; N 15, ст. 2131; N 53, ст. 8646; 2019, N 1, ст. 53; N 14, ст. 1538; N 49, ст. 7136; 2020, N 14, ст. 2124; N 52, ст. 8884; 2021, N 15, ст. 2561).
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru), в течение двух недель со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 сентября 2021 г. N 1603
- Изменения,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения»
- Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»
- Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения
- Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, способы их эффективного решения
- Задачи в сфере содействия занятости населения, определенные в соответствии с национальными целями
- Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
- «II. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы»;
- Перечень,актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, признаваемых утратившими силу
Изменения,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения»
1. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», паспорта подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие институтов рынка труда», «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» признать утратившими силу.
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»
В 2020 году ситуация на рынке труда была осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, прекращением деятельности ряда организаций и сокращением количества рабочих мест.
Введение ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям на рынке труда, в том числе к росту численности безработных граждан.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) достигла пиковых значений в конце августа 2020 г. (4,8 млн. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность безработных граждан увеличилась почти в 1,5 раза.
Численность зарегистрированных безработных достигла пиковых значений в конце сентября 2020 г. (3,7 млн. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 5,1 раза.
Меры по поддержке граждан и бизнеса в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принятые Правительством Российской Федерации в 2020 году, позволили замедлить высвобождение рабочей силы и поддержать доходы населения.
В июне 2021 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 3,6 млн. человек, уровень безработицы составил 4,8 процента. По сравнению с пиковым значением, наблюдавшимся в августе 2020 г., численность безработных снизилась на 1,2 млн. человек, или на 25,6 процента, уровень безработицы снизился на 1,6 процентных пункта.
На конец июня 2021 г. численность зарегистрированных безработных составила 1,2 млн. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 1,6 процента. По сравнению с пиковым значением, наблюдавшимся в сентябре 2020 г., численность зарегистрированных безработных снизилась на 2,5 млн. человек, или на 68 процентов, уровень регистрируемой безработицы снизился на 3,3 процентных пункта.
В 2020 году в Российской Федерации наблюдалась тенденция к снижению уровня производственного травматизма, чему способствовало введение ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году составила 912 человек, что на 143 человека меньше, чем в 2019 году.
В целях сохранения сложившейся динамики снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (далее — Программа) являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, способы их эффективного решения
Цель 1 Программы — непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента.
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель «уровень регистрируемой безработицы».
В рамках данной цели решаются задачи по предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, по развитию инфраструктуры занятости и внедрению организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения, по цифровизации процессов предоставления государственных услуг, по созданию условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по созданию и поддержке функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» и федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» реализуются:
мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (далее — мероприятие по обучению);
мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения;
мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Мероприятие по обучению реализуется в целях расширения возможности трудоустройства, сокращения периода поиска работы и обеспечения более качественной занятости во всех субъектах Российской Федерации при наличии потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании отдельных категорий граждан.
Механизм реализации мероприятия по обучению предусматривает заявительный порядок предоставления образовательных услуг с использованием информационных систем, который позволяет обеспечить гибкий подход к его осуществлению исходя из ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и изменяющегося спроса на образовательные услуги со стороны граждан.
Мероприятие по повышению эффективности службы занятости населения проводится в несколько этапов.
Основная цель первого этапа — создание флагманского центра занятости населения (лидера преобразований) на базе крупного центра занятости населения, имеющего материально-технические и кадровые ресурсы для получения типовых тиражируемых решений для остальных центров занятости населения.
На последующих этапах предусмотрена оптимизация процессов, разработка и внедрение технологических схем предоставления услуг с учетом жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей, внедрение новых сервисов центров занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, самостоятельно определяют центры занятости населения, участвующие в проекте.
Данный подход, предполагающий создание в регионе в первую очередь флагманского центра занятости населения, позволяет отработать лучшие практики оказания услуг в новом формате для разных категорий граждан и работодателей и сформировать опыт, который может быть использован в пилотных центрах занятости населения.
Мероприятие по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов реализуется в целях содействия гражданам в трудоустройстве за пределами региона постоянного проживания, а также в целях обеспечения работодателей работниками требуемой квалификации из числа граждан Российской Федерации, проживающих за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность работодатель.
Согласно законодательству Российской Федерации право разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов предоставлено всем субъектам Российской Федерации.
При этом Правительство Российской Федерации вправе утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Субъектам Российской Федерации, включенным в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.
Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации. Перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом занятости населения определяются меры поддержки, предоставляемые таким работникам, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов являются механизмом точечного привлечения квалифицированных работников. В рамках данных программ в субъекты Российской Федерации привлекаются также квалифицированные специалисты редких для региона специальностей, что позволяет удовлетворять кадровые потребности работодателей.
Мероприятие по развитию системы профессиональных квалификаций, механизма независимой оценки квалификации, а также по осуществлению функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» предусматривает:
разработку и актуализацию примеров оценочных средств на основе профессиональных стандартов для проведения независимой оценки квалификации;
организацию на региональном уровне обучения специалистов в области развития квалификаций;
актуализацию базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и зарубежных практик;
организацию повышения квалификации руководителей образовательных организаций и структурных образовательных подразделений предприятий, методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников на производстве;
обеспечение организационной, методической, экспертно-аналитической поддержки деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций.
В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» в части сферы реализации Программы предусмотрено создание сервисов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, функционал которых предусматривает расширение возможностей пользователей:
по формированию и предоставлению актуальной аналитической информации о трудоустройстве выпускников школ, образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, основанной на данных из государственных информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации;
по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде, созданию единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;
по определению и созданию условий для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой, включая обмен информацией в форме таких электронных документов между работодателем, работником и лицом, поступающим на работу.
В рамках мероприятия по регулированию численности иностранных работников с соблюдением принципа приоритетного использования национальных кадров осуществляется работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, по формированию квот, по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, в том числе по расширению видов экономической деятельности, в которых указанная допустимая доля установлена, а также по ежегодному снижению размеров установленной допустимой доли в отдельных видах экономической деятельности.
Цель 2 Программы — создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрены показатели «численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом» и «численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма;
внедрение культуры безопасного труда.
В целях сохранения положительной динамики снижения производственного травматизма и доведения его до уровня экономически развитых стран реализуется комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 833-р.
Повышение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:
внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей;
внедрение модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризации и пропаганде культуры безопасного труда.
Основное планируемое мероприятие — проведение общественно-просветительской кампании, направленной на популяризацию охраны труда и сохранение здоровья на работе, что позволит к 2030 году снизить численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом до 892 человек, а численность пострадавших от несчастных случаев с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом до 17500 человек.
Программа содержит мероприятия, оказывающие влияние на решение задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, к которым относятся:
мероприятие по обучению, которое в незначительной степени влияет на решение задачи по предоставлению гражданам широких возможностей для профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда в рамках достижения цели государственной политики в сфере сбережения народа в России и развития человеческого потенциала, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Указ от 2 июля 2021 г. N 400);
мероприятие по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот, влияющее на решение задачи по установлению принципа приоритетности трудоустройства российских граждан в рамках достижения цели государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом от 2 июля 2021 г. N 400;
мероприятие по определению размеров пособия по безработице и мероприятие по установлению минимального размера оплаты труда, оказывающие косвенное влияние на решение задачи по увеличению реальных доходов населения, сокращению числа малообеспеченных граждан в рамках достижения цели государственной политики в сфере сбережения народа в России и развития человеческого потенциала, утвержденной Указом от 2 июля 2021 г. N 400.
Задачи в сфере содействия занятости населения, определенные в соответствии с национальными целями
Реализация мероприятий Программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя «Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года» национальной цели развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также целевого показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов» национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Содействие достижению целевого показателя «Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года» будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и мероприятия по установлению минимального размера оплаты труда.
Социальные выплаты безработным гражданам (пособие по безработице) способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения. В настоящее время размер пособия по безработице обеспечивает замещение утраченного заработка ниже величины прожиточного минимума, а отсутствие мер по индексации ведет к постоянному падению его покупательной способности. В 2021 году максимальный размер пособия по безработице (за исключением установленного для граждан предпенсионного возраста) по отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного населения составляет 67 процентов (с учетом снижения максимальной величины пособия по безработице в зависимости от периода его выплаты: в первые 3 месяца в размере 12 130 рублей, в следующие 3 месяца в размере 5000 рублей), максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста — 95 процентов, минимальный размер пособия по безработице — 12 процентов.
Установление размеров максимальной величины пособия по безработице на уровне или выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения будет способствовать снижению уровня бедности.
Механизм ежегодного установления минимального размера оплаты труда исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики за год, предшествующий году принятия федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда (то есть в 2021 году принимается федеральный закон об установлении минимального размера оплаты труда на 2022 год исходя из медианной зарплаты за 2020 год), введен Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с 2021 года. Поддержание минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения также будет способствовать росту благосостояния граждан и снижению уровня бедности.
Содействие достижению целевого показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов» будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятий, интегрированных в Программу из федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в части создания сервисов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде.
Мероприятия Программы должны быть увязаны с комплексом мероприятий, предусмотренных проектом единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, разрабатываемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», направленных на достижение показателя «Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года».
Показателями Программы, характеризующими достижение национальных целей, являются:
отношение максимального размера пособия по безработице (за исключением пособия гражданам предпенсионного возраста) к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;
отношение максимального размера пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;
отношение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.
Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Мероприятия структурных элементов Программы, реализуемых в субъектах Российской Федерации, носят заявительный характер, направлены на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, модернизацию органов службы занятости, развитие мобильности трудовых ресурсов, осуществление социальных выплат безработным гражданам. При этом указанные мероприятия не ориентированы на отдельные сферы экономики (отдельные отрасли) или на определенные территории.
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы предоставляются в соответствии с федеральным проектом «Содействие занятости» национального проекта «Демография» на реализацию следующих мероприятий:
повышение эффективности центров занятости населения в субъектах Российской Федерации;
содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. При этом в рамках предоставления субсидии на указанные цели предусмотрена возможность установления повышенного размера финансовой поддержки работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Вместе с тем Программа не содержит направлений деятельности (мероприятий (результатов), непосредственно оказывающих влияние на социально-экономическое развитие приоритетных территорий и способствующих достижению в них значений показателей выше среднероссийского уровня, а также задач в сферах реализации комплексных программ.».
3. В разделе II:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«II. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы»;
б) абзацы первый — пятьдесят первый признать утратившими силу.
4. Приложения N 1 — 24 признать утратившими силу.
Приложениек постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 сентября 2021 г. N 1603
Перечень,актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, признаваемых утратившими силу
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 364 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2200) в части изменений, касающихся паспорта государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», паспортов подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие институтов рынка труда» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», приложений N 1 — 10 к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения».
2. Пункты 2 и 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 1554 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 8134).
3. Пункты 2 и 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1685 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 522).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 363 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2131) в части изменений, касающихся паспорта государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», паспортов подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие институтов рынка труда», «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», приложений N 1 — 24, 26 — 29 к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения».
5. Пункт 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 1593 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8646).
6. Пункты 2 и 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1759 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 53).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 348 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 14, ст. 1538) в части изменений, касающихся паспорта государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», паспортов подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие институтов рынка труда», «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», приложений N 1 — 24 к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения».
8. Пункты 2 и 4 (в части изменений, касающихся приложений N 28 — 30 к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения») изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1558 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст. 7136).
9. Пункты 1 — 4, 9 — 11 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 348″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2124).
10. Пункты 1 — 4, 7 — 9 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2021 г. N 481 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 15, ст. 2561).
Скорректирована федеральная программа содействия занятости.
В связи с пандемией пересмотрены приоритеты и цели госполитики в сфере занятости. К целям отнесены:
— непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1%;
— создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер сохранения жизни и здоровья работников.
Определены задачи госуправления и обеспечения нац безопасности в сфере содействия занятости, задачи в сфере содействия занятости, задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития приоритетных территорий.
Исключены положения об участии регионов в реализации программы и все приложения к ней.
Поправки применяются с 2022 г.
III. Требования к организационной структуре государственных
учреждений службы занятости населения
8. Государственное учреждение службы занятости населения создается субъектом Российской Федерации и включает в состав следующие структурные подразделения:
центры занятости населения в зависимости от численности населения в трудоспособном возрасте в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (далее — территориальные центры занятости населения);
подразделения, осуществляющие централизованное управление функционированием центров занятости населения (далее — управляющий центр занятости населения).
9. Управляющий центр занятости населения является структурным подразделением государственного учреждения службы занятости населения, осуществляющим централизованное управление функционированием территориальных центров занятости населения.
10. Управляющий центр занятости населения должен осуществлять следующие основные функции:
а) организационно-методическое и консультационное обеспечение центров занятости населения при осуществлении ими своих функций;
б) координация и управление деятельностью территориальных центров занятости населения:
при оказании государственных услуг, осуществлении полномочий в соответствии с законодательством о занятости населения, реализации мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости, включая меры по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов;
при участии в осуществлении мониторинга состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации;
при реализации государственных программ содействия занятости населения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
при организации дополнительных услуг;
при осуществлении мероприятий по улучшению клиентского опыта;
при информировании граждан и работодателей о предоставлении государственных услуг (осуществлении полномочий) в области содействия занятости;
в) осуществление социальных выплат гражданам, оказание финансовой поддержки и (или) материальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
г) организация обучения и повышения квалификации сотрудников государственного учреждения службы занятости населения;
д) контроль (мониторинг) за деятельностью территориальных центров занятости населения при осуществлении ими своих функций;
е) централизованное обеспечение деятельности государственного учреждения службы занятости населения, включая:
материально-техническое обеспечение, закупка товаров, работ, услуг;
(в ред. Приказа Минтруда России от 14.06.2023 N 511)
(см. текст в предыдущей редакции)
управление персоналом, в том числе кадровое обеспечение и ведение кадрового делопроизводства;
ведение бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, в том числе начисление и выплаты заработной платы;
информационное обеспечение и коммуникации;
информатизация и автоматизация;
ж) разработка и внедрение региональных сервисов;
з) осуществление иных функций, предусмотренных актами, регламентирующими деятельность государственного учреждения службы занятости населения.
11. В государственном учреждении службы занятости населения создаются территориальные центры занятости населения трех типов:
а) первого уровня — для обслуживания территорий с численностью трудоспособного населения более 50 тысяч человек;
б) второго уровня — для обслуживания территорий с численностью трудоспособного населения от 10 тысяч до 50 тысяч человек;
в) третьего уровня — для обслуживания территорий с численностью трудоспособного населения до 10 тысяч человек.
12. По решению руководителя государственного учреждения службы занятости населения в территориальных центрах занятости населения могут создаваться территориально обособленные подразделения. По месту нахождения обособленных подразделений оборудуются стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Обособленное подразделение территориального центра занятости населения может быть создано в качестве структурного подразделения (территориальный отдел) или в качестве удаленного рабочего места одного сотрудника.
Функции обособленных подразделений определяются производственной необходимостью и спецификой территории, которую обслуживает обособленное подразделение.
13. Территориальные центры занятости населения осуществляют следующие основные функции:
а) взаимодействие с гражданами и работодателями:
при оказании государственных услуг, осуществлении полномочий в соответствии с законодательством о занятости населения, реализации мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий и мер поддержки в области содействия занятости населения, включая меры по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов;
при реализации государственных программ содействия занятости населения;
б) регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и регистрация безработных граждан;
в) назначение пособия по безработице, материальной помощи, финансовой поддержки, материальной поддержки, выдача предложения о досрочном назначении пенсии безработным гражданам;
г) осуществление мероприятий по улучшению клиентского опыта;
д) информирование граждан и работодателей о предоставлении государственных услуг (осуществлении полномочий) в области содействия занятости населения;
е) взаимодействие и координация деятельности территориально обособленных подразделений;
ж) осуществление иных функций, предусмотренных документами, регламентирующими деятельность государственного учреждения службы занятости населения.
14. Перечень структурных подразделений управляющего центра занятости населения и территориальных центров занятости населения, принцип их наименований и основные функции определяются в соответствии с технологической картой к настоящему Стандарту.