- Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих
- Древнерусское государство
- Органы управления и ответственные должности
- Местная администрация
- Судопроизводство и делопроизводство
- Обращение по чинам
- Табель о рангах
- Гражданская государственная служба в России
- Правовая база и структура государственных органов
- Численность
- Структура должностей
- Руководители и помощники
- Руководители Высшая группа
- Помощники (советники) Высшая группа
- Гражданская служба в Российской Федерации
- Ограничения и запреты
- Запрещения на гражданской службе
- Виды гражданской службы
- Определение гражданской службы
- Цели гражданской службы
- Заключение
Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих
Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.
Древнерусское государство
Древнерусское государство на торговом пути из варяг в греки на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.
Органы управления и ответственные должности
До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединяться и образовывать отдельные ответственные должности. Например:
- воевода
- тиун конюший (ответственный за конский состав)
- дворецкий-огнищанин (управляющий княжеским двором)
- стольник (снабженец)
Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.
Местная администрация
Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.
Судопроизводство и делопроизводство
После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.
Обращение по чинам
Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённым числом часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.
Табель о рангах
В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу. Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.
Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.
Гражданская государственная служба в России
Гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Правовая база и структура государственных органов
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
Численность
Год | Численность, тыс. чел. | Доля от трудоспособного населения (в %) |
---|---|---|
2010 | 485,6 | 0,67 |
2011 | 548,7 | 0,77 |
2012 | 576,1 | 0,8 |
2013 | 666,8 | 0,92 |
2014 | 684,2 | 0,93 |
2015 | 791,8 | 1,05 |
2016 | 846,3 | 1,12 |
2017 | 868,2 | 1,15 |
2018 | 827,5 | 1,09 |
2019 | 786,4 | 1,04 |
Структура должностей
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка ведущий консультант присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Руководители и помощники
Руководители Высшая группа
- Первый заместитель федерального министра
- Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека — заместитель Министра юстиции РФ
- Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу
- Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства
- Руководитель (начальник) службы федерального министерства
- Руководитель аппарата федерального министра
- Руководитель (директор) департамента
- Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства
- Заместитель руководителя аппарата федерального министра
- Начальник главного управления
Помощники (советники) Высшая группа
- Помощник федерального министра
- Советник федерального министра
Специалисты Главная группа Начальник отдела в департаменте
Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Начальник отдела в службе федерального министерства
Начальник отдела в главном управлении
Начальник отдела в управлении
Ведущая группа Заместитель начальника отдела в департаменте
Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства
Заместитель начальника отдела в главном управлении
Заместитель начальника отдела в управлении
Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Старшая группа Главный специалист-эксперт
Обеспечивающие специалисты Ведущая группа Ведущий специалист 2 разряда
Старшая группа Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда
Младшая группа Специалист 1 разряда
Высшая Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством.
Главная Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Ведущая Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Старшая Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Младшая Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Конкурс не проводится:
Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
Гражданская служба в Российской Федерации
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Ограничения и запреты
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.
Запрещения на гражданской службе
Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:
- В связи с прохождением гражданской службы запрещается:
Виды гражданской службы
Государственная гражданская служба Российской Федерации
Вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов Российской Федерации
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Определение гражданской службы
В статье дается определение понятия гражданская служба Российской Федерации и устанавливаются функциональные признаки гражданской службы.
Цели гражданской службы
В отличие от других видов государственной службы — правоохранительной и военной, государственная гражданская служба имеет своей целью обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Заключение
Определение понятия государственная гражданская служба Российской Федерации дословно воспроизводит формулировку, содержащуюся в п. 1 ст. 5 Закона N 58-ФЗ. В обоих случаях гражданская служба определяется методом исключения. К ней относится профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы, не относящихся к должностям правоохранительной и военной службы.
В данном в п. 1 ст. 3 определении в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность, под которой понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.
Гражданская служба как профессиональная служебная деятельность граждан РФ обеспечивает исполнение полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ.
Хотя государственная гражданская служба в Законе определяется как служба Российской Федерации, тем не менее в нем речь идет лишь об обеспечении исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и не указывается, что государственная гражданская служба обеспечивает исполнение полномочий РФ и ее субъектов. Тем самым создается впечатление, что обеспечение этих полномочий осуществляется лишь другими видами государственной службы, предусмотренными Законом N 58-ФЗ, а именно военной (ст. 6) и правоохранительной (ст. 7) службами, что не соответствует ст. ст. 2, 4, 5 Закона о системе государственной службы и действительности.
Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.
Возникает вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых может считаться гражданской службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы (включая такие структуры исполнительной власти, как федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах?
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (п. п. 3 — 5) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий указанных федеральных государственных органов, несомненно, относится к гражданской службе Российской Федерации.
Частью 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных структур. Правовой статус их в Законе не указан. По нашему мнению, поскольку они создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой. Указом Президента РФ от 03.09.1997 N 981 установлен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение N 9). В Перечень включено 80 должностей федеральной государственной службы.
Под лицами, замещающими государственные должности РФ, а также лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, имеются в виду лица, замещающие государственные должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями и уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а именно: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие лица, замещающие государственные должности.
Существенным их отличием от других государственных должностей является то, что они учреждаются на федеральном уровне Конституцией РФ и федеральными законами, а на уровне субъектов Федерации — конституциями и уставами субъектов Федерации. Способ их установления одновременно является и основанием для отнесения к указанной категории.
Конституцией РФ предусмотрено более 20 наименований государственных должностей Российской Федерации. Среди них государственные должности:
— Президент Российской Федерации — глава государства (ст. 80, ч. 1);
— Председатель Правительства Российской Федерации (ст. 110, ч. 2);
— Председатель Совета Федерации и его заместители (ст. 101, ч. 1);
— Председатель Государственной Думы и его заместители (ст. 101, ч. 1);
— член Совета Федерации. Поскольку в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч. 2), а Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ст. 99, ч. 1), то "член Совета Федерации" (ст. 98, ч. 1) следует рассматривать как название государственной должности. Состав членов Совета Федерации формируется из глав представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, которые замещают государственные должности;
— заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; федеральный министр (ст. 110, ч. 2);
— депутат Государственной Думы (ст. 95, ч. 3);
— судья Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 102, ч. 1, п. "ж");
— судья — для других федеральных судов (ст. 128, ч. 2);
— Генеральный прокурор Российской Федерации (ст. 102, ч. 1, п. "з");
— прокурор субъекта Российской Федерации (ст. 129, ч. 3);
— прокурор (ст. 129, ч. 4);
— Председатель Счетной палаты (ст. 103, ч. 1, п. "г"), заместитель Председателя Счетной палаты, аудитор Счетной палаты (ст. 102, ч. 1, п. "и");
— Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст. 103, ч. 1, п. "в");
— Уполномоченный по правам человека (ст. 103, ч. 1, п. "д").
На федеральном уровне ряд государственных должностей устанавливается другими федеральными законами. Например, Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрены должности: Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ст. 21); Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" определяется состав Совета безопасности, в который входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.
В органах государственной власти субъектов Российской Федерации к государственным должностям субъектов Федерации относятся должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов Федерации. Например, в соответствии с Уставом города Москвы (принят Московской городской Думой 28 июня 1995 г.), которая является субъектом Российской Федерации и городом федерального значения, к государственным должностям следует отнести по ветви представительного органа государственной власти — Московской городской Думы, следующие государственные должности: Председатель Московской городской Думы, заместитель Председателя Московской городской Думы, депутат Думы. В исполнительном органе государственной власти г. Москвы к государственным должностям относятся должности: мэр Москвы — глава городской администрации, вице-мэр Москвы.
В конституциях и уставах других субъектов Российской Федерации содержится несколько названий государственных должностей. Например, в Конституции Республики Коми предусмотрены государственные должности:
— Глава Республики Коми (ст. 8);
— Председатель Государственного Совета Республики Коми (ст. 72);
— заместитель Главы Республики Коми (ст. 73, ч. 10);
— депутат Государственного Совета Республики Коми (ст. 71);
— судьи Конституционного, Верховного и Высшего Суда Республики Коми (ст. 96);
— Прокурор Республики Коми (ст. 73, ч. 18);
— Министр (ст. 85, ч. 9).
В Уставе (Основном Законе) Магаданской области предусмотрены государственные должности:
— губернатор области (ст. 46);
— Председатель областной Думы, его заместители (ст. 38);
— депутат областной Думы (ст. 33);
— судьи (ст. 70).
В конституциях (уставах) ряда субъектов Российской Федерации введены должности не только руководителей исполнительной власти (губернаторы, президенты и др.), но и их заместителей, которые также следует относить к государственным должностям.
Например, в Законе Московской области "О государственной службе в органах государственной власти Московской области" к государственным должностям относятся (ст. 7, ч. 1):
— губернатор Московской области — председатель Правительства Московской области;
— вице-губернатор Московской области — первый заместитель председателя Правительства Московской области;
— заместитель Председателя Правительства Московской области;
— Министр Правительства Московской области;
— депутат Московской областной Думы;
— Председатель Московской областной Думы.
В субъектах Российской Федерации создаются избирательные комиссии, для исполнения полномочий которых учреждаются государственные должности:
— председатель избирательной комиссии;
— заместитель председателя избирательной комиссии;
— секретарь избирательной комиссии;
— член избирательной комиссии.
В указанном Законе Московской области "О государственной службе в органах государственной власти Московской области" к государственным должностям отнесены только должности председателя избирательной комиссии, а также членов избирательной комиссии, работающих на постоянной основе.
Деление государственных должностей на указанные категории принято не во всех субъектах Российской Федерации. В Республике Татарстан, например, в соответствии с Законом "О государственной службе", введенном в действие 1 июня 1994 г., устанавливаются конституционные и административные государственные должности. Правовой статус лица, занимающего высшую конституционную государственную должность, определяется Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и иными законодательными актами, действующими в Республике. Правовой статус лица, занимающего административную государственную должность, определяется законодательными и иными правовыми актами, устанавливающими компетенцию государственного органа, а также соответствующей должностной инструкцией.
Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации (категории "А") урегулирован Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (с изм. и доп.).
В Законе указывается, что государственная гражданская служба осуществляется на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий "лиц, замещающих государственные должности". Содержание должностей данной категории аккумулирует обеспечивающие функции, функции оказания практической помощи и консультативных услуг лицам, замещающим государственные должности.
Приближенность патронажных (обеспечивающих) должностей к властным полномочиям государственных должностей настолько велика, что лица, находящиеся на этих должностях, могут их занимать только на период замещения соответствующими лицами государственных должностей. Лица, замещающие эти должности, непосредственно обеспечивают исполнение полномочий депутатов, министров, глав администраций субъектов Федерации, Председателя Правительства, Президента РФ и др.
Весьма актуальной является проблема отнесения к категории патронажных должностей, учреждаемых или уже существующих в органах государственной власти. Если включать в эту категорию значительное число должностей гражданской службы, то при смене лиц, замещающих государственные должности, все, кто занимает патронажные должности, формально должны с ними расстаться.
Это означает, что фактически должны меняться ключевые фигуры в государственном управлении на различных его уровнях. В результате возможно снижение качества управления, дезорганизация работы государственных органов. Вместе с тем, не меняя или не имея возможности менять политических исполнителей, руководители, замещающие государственные должности, могут столкнуться с явным или скрытым противодействием реализации своих планов, программ, что также чревато ослаблением их позиций, а то и откровенной дискредитацией. Поэтому поиск разумного компромисса при определении перечня наименований патронажных должностей, которые входят в категорию должностей гражданской службы, постоянная их корректировка с учетом практики государственной гражданской службы — это задача Закона и практики его применения. Разумеется, количество таких должностей не может быть многочисленным.
Гражданскую службу нельзя понимать как службу конкретным "государственным органам" или конкретным "лицам, замещающим государственные должности".
В контексте п. 1 ст. 3 Закона гражданская служба РФ представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на штатных должностях гражданской службы в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства Российской Федерации и субъектов РФ к государственной гражданской службе. Например, в Федеральном законе от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д.) образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего.
Отнесение к гражданской службе профессиональной деятельности на иных должностях и в иных государственных органах также осуществляется указами Президента РФ. Так, Указом Президента РФ от 12.04.1996 N 529 был утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категорий, который и в настоящее время сохраняет значение источника систематизации государственных должностей.
Из ч. 1 ст. 3 Закона следует, что профессиональная деятельность на госпредприятиях, в государственных учреждениях, не имеющих властных функций, не является гражданской службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным.
Кроме того, действие Закона распространяется не на всех лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов.
Комментируемая статья учитывает федеративные начала в организации государственной службы. В п. 2 статьи предусматривается, что государственная гражданская служба Российской Федерации включает в себя:
— федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
— государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Федеральная гражданская служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.
Настоящий Федеральный закон является специальным правовым актом, регулирующим отношения данной сферы.
Федеральная гражданская служба осуществляется на должностях федеральной гражданской службы в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работа на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях относится к федеральной государственной гражданской службе решением Президента РФ по представлению руководителей соответствующих государственных органов. Например, Указом Президента РФ от 13.06.1995 N 587 "О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих" установлен систематизированный перечень таких должностей в аппарате Центральной избирательной комиссии РФ.
Конституция РФ (п. "т" ст. 71), относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым de facto предполагает, что государственная гражданская служба в субъектах РФ находится в их ведении. Поэтому в полном соответствии с Конституцией РФ Закон определяет, что гражданская служба субъектов РФ находится в их ведении.
Гражданская служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к гражданской службе.
На гражданской службе в субъектах РФ не состоят депутаты, судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал.
Законодательные акты, регулирующие гражданскую службу в субъектах РФ, уже разрабатываются в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) и др.), а также краев, областей (Воронежская, Иркутская, Тульская, Новосибирская и др.) и г. Москве. С вступлением в силу комментируемого Закона законодательные акты субъектов РФ о государственной службе, принятые в 1994 — 2000 гг., подлежат признанию утратившими силу. В новых законах субъектов РФ о гражданской службе должна быть ссылка на Конституцию РФ и федеральные законы, поскольку гражданская служба субъектов РФ не полностью регулируется актами субъектов РФ.
Конституция РФ и комментируемый Закон содержат важные юридические основания для комментируемого Закона. На федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ распространяется действие законодательства РФ о труде, которое согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно той же статье (п. "н" ч. 1) в совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, которому сопутствуют вопросы организации государственной службы в соответствующих органах, и т.д. В статье 2 Закона N 58-ФЗ определяется, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.