- Заседание секции Согласование интересов сторон трудовых отношений и интересов государства в современной России
- Участники и доклады
- Молодежная секция
- Разработка мер
- Совершенствование системы информации
- Консультации
- Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы
- Развитие системы
- ассмотрение перед Правительством
- бязательное пенсионное страхование
- бязательное социальное страхование
- трахование от несчастных случаев
- едицинское страхование
- олгосрочные сбережения
- обровольное страхование
- оциальная защита
- орпоративные программы
- тдых детей
- бразование
- онсультации
- V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
- Обязательства по обеспечению безопасности труда
- Обязательства сторон:
- Принятие новых и пересмотр действующих норм и правил охраны труда
- Реализация программных мероприятий
- Совершенствование законодательства в области контроля над охраной труда
- Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- Развитие механизмов мотивации работодателя
- Обеспечение учета несчастных случаев на производстве
- Совершенствование трудового законодательства
- План действий по совершенствованию охраны труда
- Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда
- Российское законодательство
- Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений
Заседание секции Согласование интересов сторон трудовых отношений и интересов государства в современной России
22 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и совместной международной научно-практической конференции Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы состоялось заседание секции Согласование интересов сторон трудовых отношений и интересов государства в современной России.
Работой секции руководили:
- Иванов Иван Иванович, профессор
- Петров Петр Петрович, доцент
Участники и доклады
В работе секции приняли участие и выступили с докладами преподаватели кафедры трудового права Юридического факультета МГУ.
Молодежная секция
В работе молодежной секции приняли участие и выступили с докладами аспиранты кафедры и магистранты, обучающиеся по магистерской программе Труд, государство, бизнес: правовые аспекты взаимодействия.
Разработка мер
- разработка мер по сокращению масштабов теневой занятости;
- подготовка предложений по повышению размера пособия по безработице с учетом достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
- повышение престижа рабочих и инженерно-технических профессий;
- реализация и расширение возможностей осуществления электронного кадрового документооборота для всех заинтересованных работодателей;
- развитие кадрового потенциала и совершенствование механизмов привлечения в отрасли специалистов высокого уровня квалификации.
Совершенствование системы информации
В целях совершенствования системы информации о рынке труда Стороны будут содействовать осуществлению соответствующих мер.
Консультации
Стороны договорились проводить консультации по ряду вопросов.
Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы
В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты граждан Стороны принимают на себя определенные обязательства.
Развитие системы
Стороны обязуются продолжить работу по развитию и повышению эффективности систем обязательного социального страхования на основе страховых принципов и осуществить в этих целях меры, направленные на:
ассмотрение перед Правительством
Рассмотреть все проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период до заседания Правительства. Это включает проекты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов и законов о страховых тарифах на обязательное социальное страхование.
бязательное пенсионное страхование
Принимать меры в области обязательного пенсионного страхования.
бязательное социальное страхование
Совершенствовать порядок выплаты гарантированных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
трахование от несчастных случаев
Развивать и совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
едицинское страхование
Принимать меры в области обязательного медицинского страхования и здравоохранения.
олгосрочные сбережения
Содействовать формированию долгосрочных сбережений граждан.
обровольное страхование
Развивать добровольные системы социального страхования с учетом интересов работников, работодателей и государства.
оциальная защита
Осуществлять меры в области социальной защиты и обслуживания.
орпоративные программы
Распространять опыт корпоративных социальных программ предприятий в интересах работников.
тдых детей
Организовывать безопасный и доступный отдых и оздоровление детей, включая детей из районов Крайнего Севера.
бразование
Расширять доступность и повышать качество образования, создавая систему поддержки и развития талантов у детей и молодежи.
онсультации
Проводить консультации по различным социальным вопросам.
V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Обязательства по обеспечению безопасности труда
Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала. Эта задача рассматривается в неразрывной связи с улучшением условий и охраны труда, предупреждением производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшением здоровья работников и совершенствованием нормативного правового регулирования.
Обязательства сторон:
Принятие новых и пересмотр действующих норм и правил охраны труда
- Научные исследования
- Статистические данные
- Анализ причин травматизма и заболеваемости
- Современные технологии
Реализация программных мероприятий
- Усиление профилактики производственного травматизма и заболеваемости
- Популяризация передовых технологий
Совершенствование законодательства в области контроля над охраной труда
- Систематизация и оптимизация требований
- Гармонизация с международными нормами
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- Анализ практики обеспечения работников
- Управление профессиональными рисками
Развитие механизмов мотивации работодателя
- Улучшение условий труда
- Предупреждение травматизма и заболеваний
- Учет экономической нагрузки на работника и работодателя
Обеспечение учета несчастных случаев на производстве
- Важный элемент для формирования условий труда
Совершенствование трудового законодательства
- Эффективная реализация полномочий федеральной инспекции труда
Стороны обязуются совместно работать над выполнением этих обязательств для обеспечения безопасности и здоровья работников.
План действий по совершенствованию охраны труда
5.8. Содействовать осуществлению эффективного государственного контроля (надзора) при получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе при получении информации о произошедшем несчастном случае со смертельным исходом, тяжелом и групповом несчастном случае;
5.9. Обеспечить совершенствование системы и методов проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с современным международным опытом и принципами доказательной медицины, с использованием современных технических средств и технологий;
5.10. Провести работу по совершенствованию рационов лечебно-профилактического питания;
5.11. Совершенствовать на основе анализа правоприменения и лучших отечественных и международных практик правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда у работников в целях установления оптимальных для получения достаточных знаний и устойчивых навыков безопасного труда программ, продолжительности и периодичности обучения работников, а также форм и методов обучения и проверки знаний;
5.12. Содействовать процессу развития корпоративных систем медицины труда в целях снижения уровня заболеваемости, обеспечения комфортных и безопасных условий труда;
5.13. Проводить работу по совершенствованию инструментов выявления опасностей и оценки профессиональных рисков на основе лучших отечественных и международных практик;
5.14. Продолжить работу по формированию нормативной правовой базы по формированию групп риска развития профессиональных заболеваний на основе результатов проведения медицинских осмотров работников и использования их для оздоровления работников;
5.15. Содействовать разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации;
5.16. Совершенствовать процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности;
Обеспечить проведение мониторинга применения законодательства о специальной оценке условий труда в целях совершенствования ее нормативной базы;
5.17. Содействовать организации работы комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях на паритетной основе сторон социального партнерства;
5.18. Содействовать повышению вовлеченности уполномоченных по охране труда профсоюзов и представителей трудовых коллективов в работе по улучшению условий труда и снижению уровня профессиональных рисков;
5.19. Обеспечить актуализацию требований промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений с учетом развития технологий, применяемых в промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
5.20. содействовать внедрению "чистых технологий", модернизации и замене устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья, полуфабрикатов, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, в том числе на основе экономических и налоговых преференций;
5.21. проводить и обеспечивать участие работодателей, профсоюзных организаций и органов власти в социальном форуме «Всероссийская неделя охраны труда», в международной выставке «Безопасность и охрана труда»;
5.22. Стороны договорились проводить консультации:
VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Стороны считают важным и необходимым осуществление мер, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», обеспечивающих в том числе сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации, развитие производительных сил северных регионов, социальные гарантии гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
6.1. В целях обеспечения социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации Российской Федерации Стороны считают необходимым:
6.2. В целях развития производственного потенциала северных регионов, привлечения и закрепления в этих районах молодых кадров, а также обеспечения социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения уровня и качества жизни северян, в том числе повышения доступности и качества образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения, транспортных услуг, Стороны обязуются:
6.2.1. в области предоставления государственных гарантий и компенсаций лицам –
6.4. В целях обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Стороны считают необходимым:
VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения
Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Российской Федерации реализацию принципа согласования интересов работников, работодателей и государства и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда на всех уровнях при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют выполнение обязательств, содержащихся в Соглашении.
7.1. Стороны обязуются реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии, и обеспечить:
регулирование, в том осуществляться только в первой половине XX явилось следствием обострения отношений трудом и капиталом как один из путей достижения компромисса и работодателями. Коллективные договоры дали возможность во взаимоотношениях перейти «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».
Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Социальное партнерство – система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:
— федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда; — региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями; — отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование; — территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.); — локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.
В качестве основы социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств;
обязательность выполнения коллективных договоров;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).
Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.
Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.
Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края и призваны помочь развитию социального партнерства на территориальном уровне.
Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда
Международно-правовые акты по вопросам социального партнёрства и коллективных переговоров (конвенции МОТ и т.д.), ратифицированные Российской Федерацией.
Российское законодательство
Развитие муниципального образования зависит от взаимодействия трех основных субъектов: органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественности.
Для бизнеса участие в социальном партнерстве формирует статус и авторитет надежной организации и социально ответственного работодателя, расширяет возможность управления рисками, предоставляет преимущества привлечения, мотивации и закрепления работников в организациях.
Для профсоюзов это возможность совместно с социальными партнерами участвовать в решении важных социально-экономических проблем, затрагивающих интересы трудящихся.
Органы местного самоуправления являются координирующим звеном между сторонами социального партнёрства и в пределах своих полномочий решают вопросы развития соответствующей территории, обеспечения потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.
В целом интересы всех трёх субъектов совпадают и направлены на устойчивое развитие территории.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля их исполнения на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законом Красноярского края «О социальном партнерстве», положениями об этих комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст.35 ТК РФ).
Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства на территориальном уровне. Комиссия образуется на принципах добровольности, самостоятельности и независимости сторон, их паритетности и равноправия.