- Изменения в законодательстве о патентных поверенных
- Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации
- Изменения в законе о патентных поверенных
- Вступление в силу
- Решения Совета директоров Банка России
- Информация об изменениях
- Ограничения и требования
- Публикация решений
- Обеспечение финансовой стабильности
- Российская Федерация
- Изменения в законодательстве о производстве и обороте этилового спирта
- Изменения в статье 171:
- Изменения в статье 26:
- Изменения в статье 29:
- Дополнение к Федеральному закону О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Действующие положения:
- Изменения в законе:
- Обзор документа
Изменения в законодательстве о патентных поверенных
Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации
Дата принятия: 9 апреля 2024 года
Дата одобрения: 17 апреля 2024 года
Изменения в законе о патентных поверенных
Изменение в Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ предполагает добавление статьи 21.6 следующего содержания:
Лицо, признанное гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики и другими подобными законами, приобретает статус патентного поверенного при условии аттестации в качестве патентного поверенного и регистрации в Реестре патентных поверенных Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ О патентных поверенных.
При проведении аттестации до 1 января 2026 года плата за проведение квалификационного экзамена не взимается, опыт работы в соответствующей сфере не проверяется.
Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с дня его официального опубликования.
Подпись: Президент Российской Федерации В. Путин
Дата подписи: 22 апреля 2024 года
Решения Совета директоров Банка России
Решением Совета директоров Банка России могут быть установлены требования к деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке и другим субъектам.
В частности, могут быть установлены требования к значениям нормативов и показателей, к составу и структуре активов, к расчету и размеру собственных средств (капитала), к лицам, приобретающим акции (доли) кредитной организации и некредитной финансовой организации, а также к лицам, устанавливающим контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей).
Информация об изменениях
Статья 20 дополнена пунктом 2.1 с 14 июля 2022 г. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 292-ФЗ вводит ряд изменений относительно функций, выполняемых акционерным обществом Национальная система платежных карт.
Ограничения и требования
Согласно пункту 3 статьи 8 и части 5 статьи 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ и от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ, установленные Банком России страховые тарифы не подлежат применению.
Публикация решений
Решения Совета директоров Банка России подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 10 дней со дня принятия.
Обеспечение финансовой стабильности
Банк России вправе на срок не более шести месяцев принимать меры по ограничению деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций в целях обеспечения финансовой стабильности.
Российская Федерация
Принят Государственной Думой 15 декабря 2023 года.
Изменения в законодательстве о производстве и обороте этилового спирта
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2023 года
Внесенные изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ касаются государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ограничения потребления алкогольной продукции.
Изменения в статье 171:
Пункт 12 теперь дополнен новым абзацем, который требует указывать в заявлении о внесении изменений в реестр информацию из различных подпунктов статьи.
В абзаце четвертом подпункта 1 пункта 24 добавлено уточнение о случаях, которые исключаются постановлением Правительства Российской Федерации.
Изменения в статье 26:
Абзац четвертый пункта 1 теперь расширен после слов объема готовой продукции, новым уточнением о случаях, установленных Правительством Российской Федерации для производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Изменения в статье 29:
В пункте 1 статьи 29 изменения касаются юридических лиц, занимающихся производством и оборотом этилового спирта на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
- Добавлено необходимое уточнение для юридических лиц, которые до принятия Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в состав Российской Федерации имели на территории описанных областей место нахождения исполнительного органа или иного органа без доверенности.
Эти изменения в законодательстве предназначены для улучшения контроля и регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в России.
Дополнение к Федеральному закону О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Действующие положения:
До 1 января 2025 года не применяются (в части деятельности по обороту алкогольной продукции) следующие положения:
- Абзацы восьмой, четырнадцатый, пятнадцатый (в части информации о поставке продукции), шестнадцатый и семнадцатый пункта 2 статьи 8;
- Абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 25;
- Абзацы четвертый и двадцать первого пункта 1 статьи 26 данного Федерального закона.
Изменения в законе:
- Пункт 2 изложить в следующей редакции:
- В отношении юридического лица, осуществляющего деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, и соискателя лицензии на данный вид деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области:.
В части 1 статьи 3 слова товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную заменить словами , осуществляемые в соответствии с.
в части 7 статьи 5 слова "товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
в части 3 статьи 24 слова "товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемая в соответствии с";
в статье 93:
а) в части 1:
в пункте 35 слова "программного обеспечения" заменить словами "программы для электронной вычислительной машины", слова "программное обеспечение" заменить словами "программу для электронной вычислительной машины";
пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации, торгового представительства Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства и (или) представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции, связанные с деятельностью этого органа за пределами Российской Федерации;";
б) в абзаце первом части 12 первое предложение изложить в следующей редакции: "В случаях, предусмотренных пунктами 4 — 52 части 1 настоящей статьи, в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара или контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей части также — товар).";
- в статье 95:
а) в абзаце первом части 122 слова "товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
б) в части 142 слова "товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
в) в пункте 2 части 172 слова "товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
г) в абзаце первом части 202 слова "товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
- в статье 105:
а) в части 1 слова "товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную" заменить словами ", осуществляемой в соответствии с";
б) в части 10:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) жалоба должна содержать информацию, предусмотренную частью 4 настоящей статьи, информацию о подающем жалобу участнике закупки, предусмотренную подпунктами "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, почтовый адрес субъекта (почтовые адреса субъектов) контроля, действия которого (которых) обжалуются, и должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени участника закупки. К жалобе должны быть приложены приглашение (в случае подачи жалобы при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), а также доверенность или иной подтверждающий полномочия на подписание жалобы документ (в случае подачи жалобы представителем участника закупки);";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) участник закупки вправе отозвать поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем направления в указанный орган в письменной форме без использования единой информационной системы заявления об отзыве жалобы. Направление заявления об отзыве жалобы с использованием факсимильной связи, электронной почты не допускается. Заявление об отзыве жалобы должно быть подписано лицом, имеющим право действовать от имени участника закупки. К заявлению об отзыве жалобы должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия на подписание заявления об отзыве жалобы документ (в случае подачи заявления об отзыве жалобы представителем участника закупки). В случае поступления заявления об отзыве жалобы в контрольный орган в сфере закупок до рассмотрения жалобы по существу такая жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. Участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана.";
- статью 112 дополнить частью 77 следующего содержания:
"77. До признания в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи в случае отсутствия у участника закупки, являющегося иностранным лицом, зарегистрированным на территории такого иностранного государства, квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре:
при исполнении контракта, заключенного с таким участником закупки, применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся составления, подписания и направления документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке, документов при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, соглашения об изменении условий контракта, соглашения о расторжении контракта, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, извещения об отмене такого решения без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;
при подаче жалобы, отзыве жалобы, рассмотрении жалобы применяются положения части 10 статьи 105 (за исключением положения пункта 2 указанной части, касающегося приложения к жалобе приглашения) и пункта 2 части 8 статьи 106 настоящего Федерального закона.".
Внести в Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5188; 2022, № 16, ст. 2606; № 45, ст. 7665) следующие изменения:
в части 4 статьи 8 слова "до 1 июля 2024 года" заменить словами "до 1 января 2025 года";
в части 7 статьи 9 слова "с 1 июля 2024 года" заменить словами "с 1 января 2025 года".
Внести в статью 2 Федерального закона от 3 апреля 2023 года № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 14, ст. 2385) следующие изменения:
в части 2 слова "15 января 2024 года" заменить словами "15 января 2025 года";
в части 6 слова "абзаца пятого пункта 1 статьи 6 (в части приема деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи)," исключить;
дополнить частями 61 и 62 следующего содержания:
"61. Положения абзаца пятого пункта 1 статьи 6 (в части приема деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" применяются до 20 июля 2025 года.
62. Декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи за период с 1 по 14 января 2025 года с учетом сроков, установленных для представления деклараций и корректирующих деклараций, осуществляется до 20 июля 2025 года.".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Абзацы третий и четвертый подпункта "а" пункта 4, подпункт "б" пункта 6, пункт 7 статьи 2 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года.
3. Пункты 1 — 3, абзац второй подпункта "а" и подпункт "б" пункта 4, пункт 5, подпункт "а" пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
4. Положения пункта 1 части 77 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части, касающейся соглашения об изменении условий контракта и соглашения о расторжении контракта, применяются с 1 января 2025 года.
5. К нормативному правовому акту Российской Федерации, устанавливающему обязательные требования, предусмотренному абзацем четвертым подпункта 1 пункта 24 статьи 171 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Президент Российской Федерации В.Путин
Принят Государственной Думой 23 января 2024 года
Одобрен Советом Федерации 24 января 2024 года
Статью 71 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2016, N 1, ст. 88) дополнить новой частью одиннадцатой следующего содержания:
"Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе органам федеральной службы безопасности для выполнения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах задач, возложенных на указанные органы федеральным законодательством, здания, сооружения, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование этих помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 15, ст. 2024; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 16, ст. 1836; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224; 2017, N 31, ст. 4777; 2021, N 24, ст. 4188, 4226; N 27, ст. 5159; 2022, N 1, ст. 57; N 12, ст. 1783; N 48, ст. 8325; N 52, ст. 9377; 2023, N 1, ст. 24; N 12, ст. 1878; N 14, ст. 2384; N 32, ст. 6219) следующие изменения:
- статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Правительство Российской Федерации вправе принимать акты, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".";
- в статье 8:
а) подпункт 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 21 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также за исключением светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к указанным юридическим лицам устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".";
б) в абзаце первом пункта 3 первое предложение дополнить словами ", утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, который также устанавливает форму и порядок выдачи данного документа", второе предложение исключить;
- в статье 82:
а) пункт 1 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
б) пункт 2 после слова "лабораторий," дополнить словами "приостановления действия аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, сокращения области аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, аннулирования аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществления контроля за деятельностью сертификационных центров и испытательных лабораторий,";
- в статье 16:
а) слова "В соответствии" заменить словами "1. В соответствии";
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами единой системы организации воздушного движения в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
- в статье 17:
а) слова "Использование воздушного" заменить словами "1. Использование воздушного";
"2. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
- в пункте 2 статьи 28:
а) в абзаце одиннадцатом подпункта 1 слова ", за исключением документов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники" исключить;
б) абзац второй подпункта 2 после слов "с пунктом 1 статьи 8" дополнить словами "(за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники)";
пункт 1 статьи 38 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
абзац второй пункта 1 статьи 41 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
в статье 49:
а) абзац второй пункта 2 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
б) абзац второй пункта 5 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
пункт 1 статьи 51 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
абзац второй пункта 11 статьи 53 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
в статье 64:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
б) дополнить пунктами 21 — 23 следующего содержания:
"21. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, должен содержать в том числе:
порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира;
порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 настоящего Кодекса, и случаи, при которых неустойка не взимается;
порядок расчета денежной суммы при возврате пассажиру или доплате пассажиром в случае изменения договора воздушной перевозки пассажира.
22. Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в отношении сборов и тарифов, взимаемых:
с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации;
с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц;
с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта.
23. Порядок, предусмотренный пунктом 22 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
порядок установления сборов, тарифов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
перечень сборов и тарифов с указанием услуг (работ), за оказание (выполнение) которых они взимаются;
порядок взимания платы, рассчитанной на основе сборов и тарифов, включая случаи, когда плата, рассчитанная на основе сборов и тарифов, не взимается либо взимается однократно за оказание нескольких услуг.";
в) в пункте 3 слова "ставки сборов" заменить словом "сборы";
г) в абзаце первом пункта 4 слова "Ставки сборов" заменить словом "Сборы";
пункт 2 статьи 66 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
пункт 2 статьи 71 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
дополнить статьей 751 следующего содержания:
"Статья 751. Получение разрешений на воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна и использование полученных материалов
1. Воздушная съемка и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна выполняются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, которые установлены Правительством Российской Федерации и в которых получение таких разрешений не требуется.
3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:
случаи, в которых для выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна не требуется получения разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
порядок получения разрешения на выполнение воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна;
порядок проведения контрольного просмотра фото-, видеоматериалов и других материалов, получаемых в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна.";
в статье 77 слова "уполномоченным органом в области использования воздушного пространства," исключить;
статью 88 изложить в следующей редакции:
"Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, — комплекс мероприятий, направленных на определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов всех видов авиации, оказание помощи их пассажирам и членам экипажей, космонавтам, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, а также определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов.
2. В целях организации и проведения поиска и спасания создается единая система авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.
Порядок создания, организации, функционирования и состав единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации определяются положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Порядок организации и проведения поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно- космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Поиск и спасание пассажиров и членов экипажей терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и эвакуацию терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуют и осуществляют владельцы таких воздушных судов.
5. К проведению и обеспечению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и членам экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных судов.
Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению указанных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Авиационные предприятия и организации государственной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности.
Расходы организаций государственной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств возмещаются за счет внебюджетных источников. Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Перечень поисковых и аварийно-спасательных средств устанавливает уполномоченный орган в области использования воздушного пространства по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности определяет:
требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;
состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);
сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.
9. Уполномоченный орган в области использования воздушного пространства:
определяет требования к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания;
утверждает инструкцию по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны;
определяет места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные силы и средства;
утверждает план дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-cпасательных операций (работ);
устанавливает требования к структуре и содержанию инструкций, определяющих обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ);
осуществляет согласование вылета (выхода) дежурных сил и средств при проверке их готовности;
осуществляет определение порядка передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, в авиационный координационный центр поиска и спасания.
10. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, совместно с уполномоченным органом в области обороны и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
11. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, при поиске и спасании осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.";
- в статье 93:
а) в пункте 1 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации," исключить;
б) в пункте 2 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации и" исключить;
в пункте 1 статьи 95 слова "(не учтенным)" исключить;
пункт 1 статьи 102 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
в пункте 4 статьи 107 слова "настоящего Кодекса, определяется" заменить словами "настоящего Кодекса, а также порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных настоящей статьей и статьей 108 настоящего Кодекса, и случаи, когда неустойка не взимается, определяются";
пункт 2 статьи 114 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации".
Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 29, ст. 4356; 2018, N 1, ст. 26; 2019, N 31, ст. 4429; N 49, ст. 6974; 2023, N 10, ст. 1576; N 14, ст. 2384; N 23, ст. 4013; N 31, ст. 5813) следующие изменения:
- статью 1 дополнить пунктом 14 следующего содержания:
"14) беспилотные аппараты — беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы.";
- в статье 123:
а) в части 81 второе предложение изложить в следующей редакции: "Границы и конфигурация (пространственное очертание границ) зон безопасности вокруг отдельных объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено особенностями защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.", дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Границы зон безопасности вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";
б) дополнить частью 82 следующего содержания:
"82. Работники подразделений транспортной безопасности имеют право пресекать функционирование беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях и перечень должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункт 15 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2024 года.
3. Подпункт "б" пункта 3, пункты 4, 5, 12, 17 и 21 статьи 2 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Обзор документа
Патентным поверенным из новых регионов разрешили не подтверждать свой опыт работы. Речь идет о тех, кто имел такой статус на момент принятия новых регионов в состав России. Кроме того, их освободят от платы за сдачу квалификационного экзамена для аттестации. Эти меры будут действовать до 1 января 2026 г.
Закон вступает в силу со дня опубликования.