Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009); в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 29.12.2020 N 473-ФЗ)
социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ)
программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 декабря 2020 г. N 893
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А. В. Вовченко.
к приказу Минтруда России
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации работы функциональной подсистемы социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Функциональная подсистема).
Функциональная подсистема создается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) согласно Перечню создаваемых федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными организациями) функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленному в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).
2. Правовыми основами деятельности Функциональной подсистемы являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794;
Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
3. Организация деятельности Функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с компетенцией Министерства путем объединения координационного органа, органов управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения по вопросам социальной защиты населения, обеспечения согласованности действий Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно — Роструд, ПФР и ФСС), их территориальных органов и подведомственных Министерству организаций (далее — организации) по оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами.
На федеральном уровне организация деятельности Функциональной подсистемы включает в себя комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных мероприятий, сил и средств, обеспечивающих достижение целей Функциональной подсистемы и решение поставленных задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
На иных уровнях организация деятельности Функциональной подсистемы включает в себя совокупность действий (мероприятий), направленных на получение (прием и сбор) сведений об обстановке, их передаче, обработке и обобщению в качестве исходных данных для принятия соответствующих решений на осуществление практических мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
II. Цели, задачи и функции Функциональной подсистемы
4. Основными целями Функциональной подсистемы являются:
достижение максимальной эффективности результатов деятельности в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с компетенцией Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций;
поддержание необходимой готовности Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций к оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами.
5. Основными задачами Функциональной подсистемы являются:
обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат гражданам, проживающим в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
обеспечение проведения медико-социальной экспертизы граждан в условиях чрезвычайной ситуации;
обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации и абилитации.
6. К основным мероприятиям Функциональной подсистемы относятся:
оперативное представление информации о выявленных угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций (источниках чрезвычайных ситуаций) в соответствующие органы управления РСЧС для организации оперативного реагирования на них;
сбор и обработка информации о социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений по разработке методических и иных нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности Функциональной подсистемы к действиям по осуществлению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, с учетом развития системы управления РСЧС и перехода к реагированию на конкретные виды угроз в соответствии с компетенцией Министерства, Роструда, ПФР, ФСС и организаций.
III. Организация управления Функциональной подсистемой
7. Руководство Функциональной подсистемой осуществляется Министром труда и социальной защиты Российской Федерации.
Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
На федеральном уровне поставленные перед Функциональной подсистемой цели и задачи достигаются и исполняются департаментами Министерства, Рострудом, ПФР и ФСС в соответствии с их компетенцией.
На межрегиональном и региональном уровне цели и задачи Функциональной подсистемы достигаются и исполняются территориальными органами Роструда, ПФР и ФСС, а также подведомственными Министерству организациями, осуществляющими функцию по социальной защите населения.
8. Координационным органом Функциональной подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее — Комиссия), создаваемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
9. Постоянно действующими органами управления Функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне — департаменты Министерства, осуществляющие в рамках своей компетенции функции по решению задач социальной поддержки населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также Роструд, ПФР и ФСС в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения;
на межрегиональном и региональном уровне — территориальные органы Роструда, ПФР и ФСС, а также организации в пределах возложенных на них полномочий по социальной поддержке населения.
IV. Силы и средства Функциональной подсистемы
10. К силам, привлекаемым к реализации задач Функциональной подсистемы, относятся специально подготовленные федеральные государственные гражданские служащие Министерства, Роструда, а также работники ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций.
Для выполнения задач Функциональной подсистемы в условиях чрезвычайных ситуаций используются резервы финансовых и материальных ресурсов Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций.
V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы
и мероприятия, проводимые органами управления и силами
11. Функциональная подсистема функционирует в следующих режимах:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
12. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме повседневной деятельности включают:
обмен информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
оперативный анализ предкризисной обстановки в социальной сфере на основе сбора статистических и иных информационных сведений о социально-экономической обстановке в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации;
координацию с Рострудом, ПФР, ФСС и организациями совместных действий по осуществлению социальной защиты населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
формирование состава рабочих групп;
участие в комплексных учениях органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку методических рекомендаций и иных нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
изучение и использование международного опыта социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
13. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме повышенной готовности включают:
оповещение в установленном порядке о введении режима повышенной готовности руководства Министерства, членов рабочих групп и других федеральных государственных гражданских служащих Министерства, Роструда, а также работников ПФР, ФСС и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
определение состава рабочих групп для возможного выезда в район прогнозируемой чрезвычайных ситуаций, предварительная постановка первоочередных задач;
ориентирование Роструда, ПФР, ФСС и организаций на необходимость повышения их готовности к осуществлению мер по социальной защите населения при возникновении чрезвычайной ситуации;
уточнение системы управления, связи и взаимодействия между Министерством, Рострудом, ПФР, ФСС и организациями по вопросам социальной защиты населения в условиях прогнозируемой чрезвычайной ситуации.
14. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации включают:
сбор и организацию работы членов рабочих групп;
сбор, обобщение, анализ и представление руководству Министерства информации о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
подготовку Министерством, Рострудом, ПФР, ФСС и организациями предложений о характере и объеме восстановления нарушенной при чрезвычайной ситуации системы социальной защиты населения;
установление взаимодействия Министерства, Роструда, ПФР, ФСС и организаций с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
сбор, обобщение и анализ информации о динамике социальных последствий чрезвычайной ситуации, объеме и эффективности мер, принимаемых по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;
направление рабочих групп в районы чрезвычайной ситуации с целью координации действий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;
восстановление нарушенных вследствие чрезвычайной ситуации систем пенсионного обеспечения, осуществления социальных выплат, предоставления социальных услуг и выплат в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф;
проведение медико-социальной экспертизы и обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации и абилитации;
оказание методической помощи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в организации социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, и осуществления его социальной реабилитации;
развертывание, при необходимости, в районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил и средств Функциональной подсистемы, ПФР, ФСС и организаций;
подготовку предложений по использованию международной гуманитарной помощи;
подготовку предложений Правительственной комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации об использовании гуманитарных грузов социального назначения;
подготовку и представление Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности информации об осуществлении в условиях чрезвычайной ситуации мероприятий по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.
VI. Информационное взаимодействие Функциональной
подсистемы в рамках РСЧС
15. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основании соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
VII. Финансовое обеспечение деятельности
16. Финансовое обеспечение функционирования Функциональной подсистемы осуществляется за счет средств Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, предусмотренных на обеспечение их деятельности в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.