- Оценка условий труда — приоритетная задача Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
- Охрана труда в кредит: всерьез, но ненадолго
- Охрана труда: финансовая помощь от Министерства
- марта 2015 года
- Об обучении по охране труда и не только по охране труда
- Кому обязательно проходить обучение
- Административная ответственность
- Организация курсов по охране труда в Нижнеилимском муниципальном районе
- Проведение других курсов
- Заседание МВК по охране труда
- Статистика несчастных случаев
- Предотвращение несчастных случаев на производстве
- Статистика производственных травм
- Программы производственного контроля
- Финансирование мер по профилактике травматизма
- Планы финансового обеспечения
- Об изменениях в Трудовом кодексе.
- Всемирный день охраны труда в 2019 году
- Задайте вопрос
Оценка условий труда — приоритетная задача Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В последнее время Минтруд серьезно взялся за внедрение новой процедуры — специальной оценки условий труда. Это заметно даже невооруженным глазом, так как к ней пытаются привязать компенсации и пенсионное обеспечение, а закон о спецоценке постоянно редактируется.
На конференции Обеспечение безопасных условий труда на производстве как фактор экономического развития России, которая прошла в апреле 2015 года в рамках работы первой Всероссийской недели охраны труда в Сочи, первый замминистра Сергей Вельмяйкин обозначил основные направления деятельности министерства на ближайшее время. Среди них — постоянное развитие процедуры спецоценки условий труда.
По словам чиновника, спецоценка — важный проект, позволяющий министерству эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами работодателя и государства. Это помогает минимизировать риск возможного повреждения здоровья и сохранить жизнь на рабочем месте.
Замминистр напомнил, что в министерстве создана и постоянно функционирует рабочая группа, проводящая мониторинг специальной оценки условий труда. Она анализирует и предлагает пути совершенствования процедуры, а также своевременной корректировки законодательства о спецоценке.
В самое ближайшее время планируются консультации по корректировке норм напряженности трудового процесса и освещенности. Также ведутся дискуссии о том, каким должен быть гигиенически обоснованный уровень шума.
Министерством также рассматривается внесение ряда поправок в Трудовой кодекс РФ. Эти изменения будут переходными к объективной оценке профессионального риска на каждом рабочем месте и последующему управлению ими как части системы управления охраной труда в организации.
В ближайшей перспективе Министерство труда и социальной защиты РФ подготовит новый Федеральный закон о безопасности и гигиене труда.
Охрана труда в кредит: всерьез, но ненадолго
В рамках проведения Всероссийской недели охраны труда министр Максим Топилин выразил готовность государства оказать помощь. Однако помощь будет предоставлена только тем компаниям, которые инвестируют в обновление оборудования, улучшение условий труда и даже берут кредиты в банках на эти нужды.
Министр отметил, что в Фонде социального страхования имеется профицит бюджета по статье страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому средства на помощь работодателям, которые действительно этого заслуживают, есть.
Охрана труда: финансовая помощь от Министерства
Министерство всерьез рассматривает возможность направления финансовой помощи работодателям, которые улучшают условия труда в кредит путем погашения ключевой ставки. М. Топилин всерьез полагает, что данное нововведение сможет помочь улучшить условия труда на рабочих местах. Конкретнее данное направление финансирования охраны труда будет рассматриваться уже в этом году, чтобы в следующем запустить механизм в действие.
Неплохая новость, особенно для тех, кто все еще не может расстаться с древним изжившим себя оборудованием в пользу новых безопасных агрегатов, использование которых сможет значительно повысить безопасность труда и снизить вероятность получения профессионального заболевания.
марта 2015 года
Об обучении по охране труда и не только по охране труда
Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность всех работодателей, индивидуальных предпринимателей, работников проходить периодическое обучение и проверку знаний по охране труда.
Порядок, условия, периодичность этого мероприятия установлен пока еще действующим совместным постановлением Минобразования и Минтруда России №1/29 от 13.01.2003 года. Уже несколько лет есть проект Нового Порядка, он размещен на сайте Минтруда России, более точный, более подробный, однако по каким причинам он не принимается. Неизвестно. Приходится пользоваться указанным выше документом 2003 года, хотя он подвергается критике: отстает от современных условий, не во всем удобен и понятен.
Кому обязательно проходить обучение
В соответствии с этим порядком обучению и проверке знаний по охране труда подлежат:
- Руководители организаций, индивидуальные предприниматели с наемными работниками
- Руководители и специалисты, отвечающие за управление охраной труда
- Специалисты (инженеры) по охране труда
- Члены комиссий по охране труда и совместных комитетов по охране труда
- Уполномоченные по охране труда (представители профсоюзов)
Административная ответственность
Поскольку обучение по охране труда является обязанностью и относится к нормативным требованиям, нарушение этого требования влечет за собой административную ответственность для работодателя.
С 1 января 2015 года вступили в силу дополнения к Административному кодексу РФ, устанавливающие административную ответственность для должностных лиц и работодателей за допуск работников к работе без прохождения обучения по охране труда. Наказание включает предупреждения и административные штрафы от 15 тысяч до 130 тысяч рублей.
Организация курсов по охране труда в Нижнеилимском муниципальном районе
Администрация Нижнеилимского муниципального района в целях исполнения государственных полномочий и оказания помощи работодателям в получении знаний по охране труда и прохождении соответствующей аттестации организует проведение курсов по охране труда.
С 24 марта такие курсы были организованы в очередной раз. Обучение и аттестацию прошли 139 человек. Участники семинара собрались на него из многих поселений нашего района. Обучение проводили специалисты учебного центра За безопасный труд (г.Иркутск). Это преподаватели высокого уровня, обладающие большим багажом теоретических и практических знаний.
Проведение других курсов
27 и 28 марта были проведены еще одни курсы. Первый раз в своей практике администрация организовала обучение по программе пожарно-технического минимума. Это тоже вид специального обучения, которое должны проходить руководители и ответственные за пожарную безопасность.
Заседание МВК по охране труда
24 марта 2015г.
В администрации района состоялось заседание Межведомственной комиссии по охране труда Нижнеилимского района.
Повестка предусматривала вопросы о производственном травматизме в 2014 году, об исполнении программ производственного контроля, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, о ходе проведения и результатах специальной оценки условий труда.
Статистика несчастных случаев
В 2014 году на территории Нижнеилимского района имело место 19 несчастных случаев, связанных с производством. Пострадало 19 человек. В том числе 2 случая со смертельным исходом, один случай – тяжелый, но он в дальнейшем (через 12 дней) повлек смерть пострадавшего.
В числе общего количества несчастных случаев 13 приходится на долю ОАО Коршуновский ГОК. Это оба смертельных случая и 11 легких случаев. Т.е. доля несчастных случаев этого предприятия в общем количестве составляет 68%.
Среди причин несчастных случаев преобладает неудовлетворительная организация производства работ. Это 8 случаев или 42%. Среди остальных – прочие причины (падение работника, в том числе на скользкой поверхности); нарушение правил дорожного движения; нарушение технологического процесса. Кроме того, среди причин – эксплуатация неисправного оборудования, неприменение средств индивидуальной защиты.
Предотвращение несчастных случаев на производстве
Таким образом, преобладающие причины несчастных случаев – причины организационного характера, связанные с деятельностью работодателя. Они выражаются в несовершенстве принимаемых работодателем локальных правовых актов, отсутствии корреляции между принимаемыми правовыми актами локального действия, недостаточном контроле за состоянием условий и охраны труда, недостатках в подготовке работников по охране труда. Немаловажное значение как сопутствующие травматизму факторы имеют мотивации работников из числа рабочих и руководителей и специалистов в части преобладания фактора достижения максимально высоких производственных показателей перед соблюдением нормативных требований по охране труда и целью сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Статистика производственных травм
Стаж работы пострадавших – от 1 месяца до 17 лет; средний стаж работы – 6 лет. Большая часть пострадавших – трудоспособного возраста, в том числе есть мужчины до 30 лет.
Программы производственного контроля
Исполнение программ производственного контроля и разработка и исполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда – важная часть комплексной работы в сфере охраны труда. Планирование позволяет подходить к работе по охране труда именно комплексно, позволяет учесть все направления в работе, сформировать на основе расчетов фонд охраны труда.
Финансирование мер по профилактике травматизма
Анализ показал, что несмотря на разные экономические условия и обстоятельства такие планы разрабатываются и выполняются в достаточно большом объеме. Средний объем затрат на охрану труда на одного работника в районе составил 4,5 тысячи рублей.
Необходимо учесть, что государство через Фонд социального страхования оказывает помощь работодателям в финансировании предупредительных мер по профилактике производственного травматизма. И такая форма использования государственной помощи является большим подспорьем.
Планы финансового обеспечения
Поэтому снова призываем принять на вооружение и использовать в работе Правила, утвержденными ом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с учетом вносимых изменений.
В соответствии с этими Правилами финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда;
- обучение по охране труда отдельных категорий работников;
- приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и другие мероприятия.
Все мероприятия необходимо включать в свои планы мероприятий по охране труда. Напоминаем, что планы разрабатываются в соответствии с Приказом Минтруда России №181н от 01.03.2012г. «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
По итогам заседания МВК приняты решения о рекомендациях работодателям, в том числе о принятии мер к повышению эффективности мероприятий по профилактике производственного травматизма. Особое внимание рекомендовано уделять качественной подготовке работников по вопросам охраны труда и проверке знаний требований ОТ. Рекомендовано работодателю принимать исчерпывающие меры по выполнению плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, принимать такие планы в соответствии с руководящими правовыми актами Министерства труда России.
Консультант по исполнению госполномочий
в сфере труда администрации
Нижнеилимского муниципального района Н.М. Драпеза
Позади 2014 год и два месяца нового, 2015 года. Закончена работа над годовыми отчетами, подведены итоги, составлены таблицы. Не все получилось из того, что хотели сделать, не все итоговые цифры в отчетах могут порадовать. И на то есть и объективные, и субъективные причины, вечный «человеческий фактор». Главное, что 2014 год снова не обошелся в Нижнеилимском районе без погибших на производстве. То, к чему мы стремимся общими усилиями работодателей, самих работников, органов власти, органов надзора – исключить смертельный травматизм на производстве – опять не случилось. Двое погибших на производстве, мужчины, один из которых уже солидного возраста, а другой совсем молодой, в начале трудового пути.
Показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости прежде всего отражают состояние условий и охраны труда работников. В 2014 году наблюдается снижение общего количества травмированных по сравнению с 2013 годом: всего в Нижнеилимском районе в 2014 году было 19 пострадавших на производстве. Это меньше на 7 пострадавших, но при этом на 1 смертельный случай больше (в 2013 году был один погибший на производстве).
Значительное снижение наблюдается по количеству профбольных. Если в 2013 году было зарегистрировано 21 профессиональное заболевание у 20 человек, то в 2014 году было зарегистрировано 6 случаев у 6 человек. Есть мнение, что пик заболеваемости был в 2012 году – 36 случаев у 33 пострадавших, он пройден и в дальнейшем ожидается сохранение тенденции снижения.
Больше половины в причинах несчастных случаев занимают недостатки в организации производства и не соблюдение технологических процессов. Среди причин есть также недостатки в организации обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении инструктажей работников. Поэтому хочется напомнить, что с 1 января 2015 года введена административная ответственность за допуск работника к работе без проведения обучения по охране труда и проверки знаний – такой допуск влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 15 до 25 тысяч рублей; на юридических лиц — от 110 до 130 тысяч рублей (часть 3 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Одно из направлений деятельности администрации Нижнеилимского района – организация обучения и проверки знаний по охране труда для работодателей – руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей. В 2014 году курсы по охране труда организованы были нами дважды – весной и осенью, обучено и аттестовано было 199 человек.
Нынешней весной такие курсы планируются на вторую половину марта (с 24 по 27 марта). Обучение будет проводить Учебный центр «За безопасный труд» (г.Иркутск). Поэтому всем, кому нужно обучиться впервые или пройти повторное обучение (которое один раз в три года), необходимо обратиться в администрацию. Важно, что указанный Учебный центр проводит обучение также по программе пожарно-технического минимума, которое тоже обязательно для руководителей организаций и ответственных за пожарную безопасность. Поэтому все, кто заинтересован, могут совместить обучение.
В марте – апреле также будут проведены ряд и других мероприятий.
Это конкурсы по охране труда: конкурс среди работодателей «Лучшая организация Нижнеилимского района по работе в сфере охраны труда»; конкурс среди специалистов «Лучший специалист по охране труда в Нижнеилимском районе»; конкурс на лучший информационный плакат в связи со Всемирным днем по охране труда. По всем конкурсам выйдут нормативные правовые акты администрации района, они и вся информация о мероприятиях будет размещена не только в газетах, но и на сайте администрации района в разделе «Экономика», раздел госполномочия в сфере труда. Все материалы по первым двум конкурсам участникам необходимо будет представить в марте. Также будет объявлен День охраны труда и мероприятия в рамках празднования Всемирного дня охраны труда.
Приглашаем работодателей и специалистов по охране труда к участию во всех мероприятиях, которые организует администрация района. Чем больше будет в них участников, тем выше будет статус темы охраны труда, а чем больше информированности и заинтересованности, тем плодотворнее деятельность и ближе цель – сохранение жизни и здоровья работников.
Консультант в сфере труда администрации
Нижнеилимского муниципального района Н.М. Драпеза
В администрации района 4 декабря 2014 года проведен семинар по охране труда.
На семинаре с приветственным словом выступил мэр района Тюхтяев Николай Иванович. В своем выступлении он акцентировал внимание на усилиях администрации района по решениюобразовательных учреждениях, в том числе вопросах оплаты труда.
Затем с информацией об исполнении работодателями законодательства о труде и об охране труда выступила главный государственный инспектор труда ГИТ Иркутской области Красноштанова Татьяна Михайловна. Присутствующие на семинаре руководители и специалисты организаций (среди которых были в основном представители бюджетной сферы, в том числе образования) имели возможность задать вопросы и получить квалифицированные ответы.
Также в соответствии с повесткой семинара выступила председатель Межведомственной комиссии по охране труда Нижнеилимского района Субботкина Ника Михайловна, которая довела до сведения собравшихся информацию о состоянии условий и охраны труда, производственном травматизме в Нижнеилимском районе.
Об отдельных направлениях работы в сфере охраны труда, о новом в законодательстве, об отдельных вопросах социального партнерства рассказала Драпеза Надежда Михайловна, консультант по госуправлению в сфере охраны труда.
В заключительной части семинара состоялось награждение победителей и участников конкурсов «Лучшая организация Нижнеилимского района по работе в сфере охраны труда», «Лучший специалист по охране труда в Нижнеилимском районе» по итогам работы за 2013 год.
По решению Межведомственной комиссии по охране труда признаны победителями в конкурсе «Лучшая организация Нижнеилимского района по работе в сфере охраны труда» по итогам работы в 2013 году с вручением дипломов и ценных подарков:
в номинации «промышленные предприятия» — Филиал ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-16, руководитель Черкасов Сергей Иванович;
в номинации учреждения образования:
1 место – ГБОУ СПО Профессиональный колледж г.Железногорска-Илимского, руководитель Козлов Иван Иванович;
2 место – МБОУ «Железногорская СОШ №2», руководитель Русанова Ольга Павловна;
3 место – МОУ «Железногорская СОШ №3», руководитель Сафонова Елена Кирилловна;
- в номинации «учреждения культуры»:
1 место – МОУ ДОД Центральная детская школа искусств, руководитель Скороход Лариса Александровна;
2 место – МКУК Нижнеилимская центральная межпоселенческая библиотека имени А.Н. Радищева, руководитель Василенко Светлана Александровна;
4)в номинации «организации ЖКХ»:
1 место МУП «Управляющая компания Коммунальные услуги», руководитель Соколова Галина Ивановна;
2 место –ООО «Коммунальщик», руководитель Салтыкова Галина Валентиновна;
3 место –ООО «ИлимСервис», руководитель Алексеева Елена Сергеевна;
- организации строительства:
1 место –ООО «Сибхимонтаж-сервис», руководитель Павлов Владимир Анатольевич.
Также Комиссия решила вручить благодарственные письма за участие в конкурсе и подарки:
МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №15 «Росинка», руководитель Первышина Лидия Ильинична;
МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №12 «Золотая рыбка», руководитель Владыкина Людмила Александровна;
ОГБУЗ «ЖЦРБ», руководитель Скорикова Любовь Анатольевна;
ОГАУЗ «Железногорская стоматологическая поликлиника», руководитель Черных Татьяна Петровна;
Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району, руководитель Шакирянова Татьяна Викторовна;
ОГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района», руководитель Бородина Раиса Александровна;
ООО «Гостиничный комплекс», руководитель Изаак Наталья Ивановна.
В конкурсе «Лучший специалист по охране труда Нижнеилимского района» Комиссия признала победителями с вручением дипломов и ценных подарков:
1 место – Скоробогатов Дмитрий Александрович (филиал ОАО Иркутскэнерго ТЭЦ-16);
2 место – Пантелеева Елена Анатольевна (МДОУ детский сад общеразвивающего вида №15 «Росинка»); Ронжин Николай Алексеевич (ГБОУ СПО ПКЖИ);
3 место – Хабардина Лада Владимировна (МДОУ ЦРР детский сад №12 «Золотой ключик»); Старченко Екатерина Владимировна (ООО «Коршуновстрой-дело»).
Во вручении победителям дипломов и подарков принял участие Тюхтяев Николай Иванович.
О планировании мероприятий по охране труда.
Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работник, в свою очередь, имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Работодатель (организация или физическое лицо) в силу вышеуказанной статьи 212 имеет много обязанностей в сфере охраны труда работников. В нынешней редакции этих обязанностей насчитывается 23. И большинство их них требует материальных затрат. Это и медицинские осмотры работников, и обеспечение спецодежой и другими СИЗ, а также смывающими и обезвреживающими средствами, и обучение работников по вопросам охраны труда, и проведение специальной оценки условий труда, и санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение, и обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и другие мероприятия.
Законодатель также установил минимальные размеры финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда ( ТК РФ). Как правило, это 0,2% от затрат на выпуск продукции (оказание услуг), от затрат на содержание учреждения. В законе также указано, что финансирование осуществляется за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (применительно к бюджетным и подобным им организациям). Может также осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. И конечно за счет средств работодателей.
Таким образом, хочешь — не хочешь, а деньги на охрану труда выделять нужно. Это первое.
Второе. Закон обязывает планировать мероприятия по охране труда. Делать это нужно ежегодно. План работодатель утверждает перед наступлением нового календарного года, с указанием конкретных мероприятий и размеров финансирования. Итоговая сумма должны быть не ниже размера, установленного законодательством.
Какие мероприятия можно включать в План?
В последней редакции абз. 3 ст. 226 ТК РФ говорится о том, что Типовой ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
На сегодня есть такой Перечень – он утвержден Приказом еще Минздравсоцразвития России (теперь это Министерство труда и социальной защиты) от 01.03.2012г. N 181н.
Нынешняя редакция статьи 226 ТК РФ направлена на упорядочение финансирования мероприятий по охране труда. И действительно, трудовое законодательство ранее не содержало закрытого перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, поэтому работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Например, некоторые работодатели в первую очередь решали вопросы социального характера, но не уделяли внимания техническому оснащению, улучшению рабочих мест. Типовой ориентирован на решение данной проблемы. Таким образом, применение положений ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. При этом законодательными нормами не ограничен максимальный размер расходов, который может быть направлен работодателем на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в соответствии со
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Необходимо понять, что свой План у каждого работодателя должен быть разработан, утвержден, внедрен в практику деятельности.
В текущем году были внесены изменения в Типовой перечень и добавлены мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах (п.32). Кстати говоря, такие «спортивные расходы» можно использовать для уменьшения налогооблагаемой базы (налог на прибыль). Есть примеры судебной практики.
Администрация Нижнеилимского муниципального района анализирует практику разработки и применения работодателями Планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, затрат на финансирование. Делаем мы это прежде всего в отношении подведомственных организаций (с целью оказания им практической помощи в организации этой работы и анализа исполнения постановления администрации о нормативах финансирования), а также и других работодателей по предоставляемой ими информации. Надо сказать, что с этого года Министерство труда и занятости Иркутской области обязало администрацию предоставлять информацию о затратах на охрану труда у работодателей, работающих на территории района. Такая информация собирается ежеквартально. Поэтому мы такую информацию будем запрашивать.
На протяжение последних лет общая сумма затрат на финансирование мероприятий по охране труда постоянно повышается, в том числе и на одного работника. Это не может не радовать. Если в 2010 году сумма затрат на одного работника по району составляла 1,8 тыс.рублей, то в 2013 году она выросла до 5,8 тысяч рублей. Конечно, в этой цифре учтены прежде всего предприятия, например, железнодорожного хозяйства или теплоэнергетического комплекса, некоторых деревообрабатывающих производств, которые традиционно тратят много денег на охрану труда. Но учтены также и другие работодатели. Вместе с тем, мы анализируем и по отдельным отраслям. И с сожалением приходится признавать, что в бюджетной сфере цифры значительно ниже. А по организациям малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям информации практически нет. Какова реальная ситуация в этом секторе?
До наступления нового 2015 года осталось совсем мало времени. Во исполнение законодательства работодателям рекомендуется позаботиться о планировании мероприятий по охране труда на следующий год; при этом разработать и утвердить реальные планы, которые будут реализованы. Но финансирование в любом случае нужно обеспечивать с учетом установленных законодательством нормативов.
Консультант по государственному управлению охраной труда администрации Нижнеилимского района
Еще раз о предупредительных мерах по профилактике производственного травматизма.
Мы уже писали о том, как работодатель может использовать государственные средства в своей работе по охране труда.
Такая возможность ему предоставляется через Фонд социального страхования, куда работодатель перечисляет обязательные платежи по виду страхования – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сумма платежей зависит от класса профессионального риска, а размер страхового тарифа указан в уведомлении (извещении), которое отделение ФСС выдает при регистрации работодателя в качестве страхователя.
Как указано в законе – цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работника в процессе его трудовой деятельности.
Для достижения этой цели работодатель планирует и выполняет работы по охране труда, определяет мероприятия по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Арсенал таких мероприятий достаточно большой. Некоторые из них можно компенсировать за счет взносов, которые работодатель перечисляет в ФСС.
Перечень предупредительных мер, на которые в 2014 году могли быть использованы средства Фонда социального страхования, установлен Правилами, утвержденными ом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Напоминаем, что в соответствии с этими Правилами финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
а) проведение специальной оценки условий труда;
б) обучение по охране труда следующих категорий работников;
в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
г) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
д) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и другие мероприятия.
Механизм финансового обеспечения также прописан в Правилах: затраты работодателя на любое из перечисленных мероприятий компенсируется Фондом социального страхования путем снижения затрат в текущем году на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Размер финансового обеспечения – 20 % от суммы взносов, перечисленных за предыдущий год, при условии, что нет пеней и штрафов за неплатежи и просрочки.
В 2014 году появилось существенное нововведение: В случае если страхователь (работодатель) с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение 2012-2013 годов финансовое обеспечение предупредительных мер, то объем средств, которые работодатель может использовать на предупредительные меры в 2014 году, будет составлять 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных страхователю за три последовательных года (т.е. за 2011-2013 годы), предшествующих текущему финансовому году, за вычетом соответственно расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования.
Эти изменения в Правила внесены Приказом №103н от 20.02.2014г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Есть большая вероятность, что это правило будет сохранено и в 2015 году. А это значит, что работодатели, кто в этом году не использовал эту возможность, могут поработать в этом направлении.
Но начинать подготовку к этой работе нужно уже сейчас. Не обязательно ждать 1 августа 2015 года, чтобы подать соответствующее заявление в ФСС. Это можно начинать уже после 1 января 2015 года в отношении всех расходов, которые будут произведены с начала 2015 года.
Как бы то ни было, государство проводит последовательную политику на внедрение экономических стимулов, которые должны мотивировать работодателей к осуществлению мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, выполнению всех обязанностей, предусмотренных для работодателей действующим трудовым законодательством.
В 2014 году 4 организации Нижнеилимского района воспользовались возможностью финансирования предупредительных мер за счет ФСС, на общую сумму 7 миллионов 675 тысяч рублей. Деньги потрачены на СИЗы, медицинские осмотры, специальную оценку условий труда.
Документы на финансирование предупредительных мер от работодателей Нижнеилимского района будут приниматься в филиале №13 (г.Усть-Кут) Иркутского регионального отделения ФСС РФ в срок до 1 августа 2015 года. Перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением страхователя, предусмотрен Правилами, утвержденными Приказом №580н. Узнать сумму, на которую можно претендовать, а также проконсультироваться, можно по телефону в Усть-Куте — 8(395-65) 5-14-86, 5-09-35.
Консультант по государственному управлению охраной труда
Администрации Нижнеилимского района Н.М. Драпеза
Главный специалист группы страхования
профессиональных рисков филиала №13
Иркутского регионального отделения ФСС России
Вышла новая статья!
Еще раз о специальной оценке условий труда, о льготах и компенсациях за работу с вредностями.
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру — специальную оценку условий труда. Порядок проведения спецоценки (или СОУТ) регламентируется Федеральным ом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Есть еще один нормативный документ – Методика проведения специальной оценки условий труда, вредных или опасных производственных факторов, отчета о проведении специальной оценки условий труда, и по ее заполнению (утверждены Приказом Минтруда и соцзащиты России №33н от 24.01.2014г.). Всем, кто в настоящее время организует СОУТ или намеревается проводить спецоценку, настоятельно рекомендуем изучить не только 426-ФЗ, но и Методику.
места, какие есть у работодателя. Перечень их определяется действующим штатным расписанием.
В соответствии с Законом спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведенияустанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.
В соответствии с классификацией условия труда могут быть признаныоптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс), т.е. хорошими; вредными (3 класс, делится наподклассы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.); опасными (класс 4, такие подлежат ликвидации, за исключением тех, которые потенциально являются таковыми, например, пожарные или спасатели и где применяется система защиты и компенсаций).
Внедряя в практику новый порядок оценки условий труда, государство намеревается получить новую и полную информацию о том, сколько в нашей стране рабочих мест с наличием на них вредных, опасных факторов и сколько человек занято на таких местах. Со спецоценкой тесно связано законодательство о надбавках к страховому тарифу на пенсионное страхование, согласно которому работодатели уплачивают повышенные тарифы на работников, которые трудятся во вредных (опасных) условиях.
нового порядка оценки условий трудасвязана также принципиально новая схема льгот и компенсаций для тех работников, чьи условия труда по результатам оценки будут отнесены к вредным (подклассы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.). Постановление Правительства РФ №870 от 20.11.2008г. «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.07.2014г. №726.
настоящее время вопросы предоставления указанных льгот и компенсаций регулируются Трудовым кодексом, статьями 92, 117, 147. И их предоставление зависит от того класса условий труда, который будет установлен по результатам именно оценки.
Если это будет класс 3.1. (а также опасные условия), то работнику должна быть установлена только повышенная оплата труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада). Если это класс 3.2., 3.3. или 3.4. (а также опасные условия труда), то устанавливается не менее тогоже размера повышенная оплата труда и добавляется оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней. Сокращенная продолжительность рабочего времени для «вредников» добавляется и устанавливается работникам не более 36 часов в неделю, если на их рабочих местах условия труда отнесены к классу 3.3. и 3.4.
Таким образом, Трудовым кодексом установлена градация предоставления льгот и компенсаций и она зависитот класса условий труда. Однако эта градация может применяться только на основании специальной оценки условий труда. Аттестация рабочих мест не является таким основанием. Если в результате АРМ работнику были предоставлены все предусмотренные законодательством льготы и компенсации (в том числе по Постановлению №870), они не могут быть отменены или изменены без проведения специальной оценки условий труда. Поэтому сучетом новой Методики проведения СОУТ в отдельных случаях результаты спецоценки могут повлечь за собой изменение системы компенсаций для отдельных работников и снизить затраты работодателей на компенсации и пенсионное страхование.
Еще одно существенное нововведение. Конкретные размеры компенсаций и льгот (повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя) устанавливаются каждому работнику трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора.Таким образом, наличие у работника конкретных размеров таких льгот и компенсацийобязательно должно быть закреплено трудовым договором. При этом значимую роль приобрели отраслевые соглашения и коллективные договоры, без нихвопросы не решить. Роль социального партнерства существенно возросла.
С учетом этого, а также и того, что в составе комиссий по проведению спецоценки участвуют профсоюзы, которые получили возможность влиять на ход и итоги спецоценки, необходимозаинтересованным работникам и их представителям активно включаться в работу по проведению специальной оценки. Где-то это даст возможность сохранить компенсации, где-то повлиять на работодателя и изменить состояние условий труда к лучшему.
Об изменениях в Трудовом кодексе.
Чиновники Минтруда России уже несколько лет анонсируют полный пересмотр раздела X Трудового кодекса, который регулирует вопросы охраны труда.
Новая информация: Проект планируют принять к лету 2020 года.
По проекту в числе важных нововведений – запрет на работу в опасных условиях труда, обязанность работодателей расследовать микротравмы и изменение формата выдачи СИЗ.
Запрет на работу в опасных условиях труда
Если по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте будут признаны опасными (4-й класс условий труда), то деятельность работодателя должна быть приостановлена. Чтобы потом возобновить работу, руководителю нужно будет:
— утвердить план по устранению причин опасного класса;
-провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.
Под запрет не попадут работодатели, перечень которых определит Правительство.
Микротравма – незначительное повреждение кожи или слизистой оболочки (укол, порез, ссадина), которое без обработки может осложниться гнойной инфекцией. Микротравма не влечет временную утрату трудоспособности работника и необходимость его перевода на другую работу, поэтому сейчас расследовать микротравмы как несчастный случай не надо (по действующему порядку расследуются несчастные случаи, повлекшие за собой утрату трудоспособности работника на 1 день и более).
По проекту изменений в ТК работодатели будут обязаны учитывать и расследовать микротравмы по специальным правилам, которые примут отдельным постановлением или приказом Министерства. То есть расследовать микротравмы как несчастный случай будет не надо, для оформления микротравм предусмотрят специальную процедуру.
Выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ).
По проекту СИЗ начнут выдавать в зависимости от должностных обязанностей конкретного работника и с учетом профессиональных рисков, которые на него действуют. То есть для работников с одинаковой должностью, но разными обязанностями нужно будет выдать разный комплект СИЗ. Например, для электрика, который работает в электрощитовой, и электрика, который обслуживает офисные помещения, нужны разные средства индивидуальной защиты.
Действующие типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ отменят и введут единые типовые нормы СИЗ. Но действующие типовые нормы разрешат применять в течение переходного периода, который ориентировочно составит пять лет.
Всемирный день охраны труда в 2019 году
Девизы и лозунги праздника каждый год меняются, однако все они связаны непосредственно с обеспечением и сохранением безопасности людей на производстве (создание безопасных рабочих мест, уменьшение количества случаев травмирования, повышение безопасности при работе с вредными веществами и т.д.).
Помимо празднования самого торжества, существует еще ряд сопровождающих мероприятий. Это всевозможные конференции, проводящиеся на базе профильных учреждений. Результатом проведения конференций становятся разработанные или усовершенствованные нормативные законодательные акты, предложения по улучшению условий труда и др.
Телевидение транслирует документальные фильмы, повышающие культуру охраны труда и здоровья. В школах проходят семинары и конкурсы по темам, связанным с безопасностью жизнедеятельности.
Лозунг 28 апреля 2019 года связан с темой: «Оптимизация и применение данных по охране труда».
Всемирный день охраны труда – это международный праздник, который впервые начал отмечаться 28 апреля в 2003 году по инициативе Международной организация труда (МОТ). Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти работников, погибших на рабочем месте, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году.
Учреждением этого дня МОТ преследовала цель привлечь внимание общественности к проблемам в области безопасности и охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочем месте.
Каждый год Всемирный день охраны труда посвящен различным темам:
Из правовой базы системы Консультант:
В связи с ратификацией Россией Конвенции N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве уточнены российские правила по охране труда в сферах, связанных со строительством
Определено, в частности, что при монтаже инженерного оборудования зданий и сооружений работы под воздействием сжатого воздуха выполняются с соблюдением требований Правил по охране труда в строительстве (утв. Приказом Минтруда России от 01.06.2015 N 336н). Кроме того, даны определения "средствам подмащивания", "строительной площадке", "подъемному (грузоподъемному) механизму".
В Правилах по охране труда при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н) уточнено, что лестницы после их монтажа (сборки, изготовления) могут быть допущены к эксплуатации после соответствующих испытаний.
Работы на плоских и скатных крышах должны выполняться с соблюдением требований Правил по охране труда в строительстве.
Определено также, что при выполнении работ над поверхностными водными объектами, имеющими береговую линию, или на расстоянии ближе 2 м от береговой линии должны обеспечиваться следующие меры безопасности:
— предупреждение падения людей в воду;
— обеспечение в достаточном количестве спасательными плавсредствами, которые соответствуют требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623.
В Правилах по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (утв. Приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 552н) определено, что ручной инструмент (как немеханизированный, так и механизированный) должен быть надлежащим образом сконструирован, изготовлен с учетом эргономических принципов, содержаться в хорошем рабочем состоянии согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011).
Также работодатель должен предоставлять работникам необходимые инструкции по безопасному использованию ручного инструмента в форме, понятной для работников и соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Внесены изменения в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н, которым утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Поправками в том числе:
текст Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приведен в соответствие с Федеральным законом от 28.11.2018 N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
установлена возможность увеличения объема средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости;
расширен перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов (включено санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством);
увеличена с 10000 тысяч рублей до 25000 тысяч рублей сумма начисленных за предшествующий год страховых взносов страхователей, по которым решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается территориальным органом ФСС РФ (в том числе после согласования с ФСС РФ).
Наши разъяснения: государство расширяет возможность финансирования мероприятий по охране труда за счет страховых взносов, которые перечисляет работодатель на страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расширен перечень видов предупредительных мер: можно компенсировать полностью или частично расходы на санаторно-курортное лечение работников, которые относятся к категории предпенсионеров.
Увеличен размер суммы (с 20 до 30%), которую можно потратить на предупредительные меры. Если учесть, что можно взять сумму за три предшествующих года, может выйти неплохая сумма.
Важно! Успеть до 1 августа собрать необходимый пакет документов, подлежащих предоставлению в ФСС.
Если нужна методическая помощь в организации работы, администрация района готова ее оказать. Обращаться к консультанту по госполномочиям в сфере труда Драпеза Надежде Михайловне.
Задайте вопрос
Я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных