ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА Минтруд

Сторонами социального
партнерства являются работники и
работодатели в лице уполномоченных в
установленном порядке представителей.

Представителями
работников в социальном партнерстве
являются:

Профессиональные
союзы имеют право на осуществление
контроля за соблюдением работодателями
и их представителями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права.

Работодатели
обязаны в недельный срок с момента
получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить
соответствующему органу профсоюзной
организации о результатах рассмотрения
данного требования и принятых мерах.

Для осуществления
контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, профессиональные союзы
и их объединения могут создавать правовые
и технические инспекции труда.

Профсоюзные
инспектора труда имеют право
беспрепятственно посещать организации
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности. Проводят
проверки соблюдения трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о
профессиональных союзах, а также
выполнение условий коллективного
договора, соглашения.

Профсоюзные
инспектора труда, уполномоченные
(доверенные) лица по охране труда
профессиональных союзов имеют право:

Профессиональные
союзы, их инспекции труда при осуществлении
указанных полномочий взаимодействуют
с государственными органами надзора и
контроля за соблюдением законов и иных
актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные
(доверенные) лица по охране труда
профессиональных союзов имеют право
беспрепятственно проверять в организациях
соблюдение требований охраны труда и
вносить обязательные для рассмотрения
должностными лицами предложения об
устранении выявленных нарушений
требований охраны труда.

Интересы работников
организации при проведении коллективных
переговоров, заключении и изменении
коллективного договора, осуществлении
контроля за его выполнением, а также
при реализации права на участие в
управлении организацией, рассмотрении
трудовых споров работников с работодателем
представляют первичная профсоюзная
организация или иные представители,
избираемые работниками.

Интересы работников
при проведении коллективных переговоров
о заключении и об изменении соглашений,
разрешении коллективных трудовых споров
по поводу заключения или изменения
соглашений, осуществлении контроля за
их выполнением, а также при формировании
и осуществлении деятельности комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений представляют соответствующие
профсоюзы. Их территориальные организации,
объединения профессиональных союзов
и объединения территориальных организаций
профессиональных союзов.

Работники, не
являющиеся членами профсоюза, имеют
право уполномочить орган первичной
профсоюзной организации представлять
их интересы во взаимоотношениях с
работодателем.

При отсутствии в
организации первичной профсоюзной
организации, а также при наличии
профсоюзной организации, объединяющей
менее половины работников, на общем
собрании (конференции) работники могут
поручить представление своих интересов
указанной профсоюзной организации либо
иному представителю.

Коллективный
договор
— правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения в организации
и заключаемый работниками и работодателем
в лице их представителей.

При не достижении
согласия между сторонами по отдельным
положениям проекта коллективного
договора в течение трех месяцев со дня
начала коллективных переговоров стороны
должны подписать коллективный договор
на согласованных условиях с одновременным
составлением протокола разногласий.

Неурегулированные
разногласия могут быть предметом
дальнейших коллективных переговоров
или разрешаться в соответствии с
настоящим Кодексом, иными федеральными
законами.

Коллективный
договор может заключаться в организации
в целом, в ее филиалах, представительствах
и иных обособленных структурных
подразделениях.

При заключении
коллективного договора в филиале,
представительстве, ином обособленном
структурном подразделении организации
представителем работодателя является
руководитель соответствующего
подразделения, уполномоченный на это
работодателем.

Соглашение
— правовой акт, устанавливающий общие
принципы регулирования социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических
отношений, заключаемый между полномочными
представителями работников и работодателей
на федеральном, региональном, отраслевом
(межотраслевом) и территориальном
уровнях в пределах их компетенции.

В
соглашение могут включаться взаимные
обязательства сторон по следующим
вопросам:

В зависимости от
сферы регулируемых социально-трудовых
отношений могут заключаться соглашения:
генеральное, региональное, отраслевое
(межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное
соглашение устанавливает общие принципы
регулирования социально-трудовых
отношений на федеральном уровне.

Региональное
соглашение устанавливает общие принципы
регулирования социально-трудовых
отношений на уровне субъекта Российской
федерации.

Отраслевое
(межотраслевое) соглашение определяет
общие условия оплаты труда, трудовые
гарантии и льготы работникам отрасли
(отраслей).

Территориальное
соглашение устанавливает общие условия
труда, трудовые гарантии и льготы
работникам на территории соответствующего
муниципального образования.

Отраслевое
(межотраслевое) соглашение может
заключаться на федеральном, региональном,
территориальном уровнях социального
партнерства.

Соглашения по
договоренности сторон, участвующих в
коллективных переговорах, могут быть
двусторонними и трехсторонними.

Иные
соглашения
— соглашения, которые могут заключаться
сторонами на любом уровне социального
партнерства по отдельным направлениям
регулирования социально-трудовых
отношений и иных, непосредственно
связанных с ними отношений.

Социальное партнерство в области охраны труда. Коллективные договоры и соглашения по охране труда

Социальное партнерство — это такой тип общественных отношений между работодателями и работниками, при которых путем переговоров, компромиссов, согласованных действий, совместного контроля обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Социальное партнерство — необходимое условие для успешного экономического развития и политической стабильности. В России система социального партнерства в том виде, в каком она существует в развитых промышленных странах, только формируется. На сегодняшний момент сформирована правовая основа для развития социального партнерства. Она включает в себя: Конституцию РФ, где в ст. 30 ч. 1 оговорено право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, и гарантии свободы деятельности общественных объединений; Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»; Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г.; Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ; Трудовой кодекс РФ; положения Конвенций и Рекомендаций МОТ.

Функционирование системы социального партнерства происходит на основе трипартизма — системы трехстороннего представительства. Со стороны работников выступают уполномоченные ими представительные органы, профсоюзы; интересы работодателей представляют руководители предприятий, уполномоченные лица, представительные органы объединений работодателей; от имени государства выступают органы исполнительной власти всех уровней. В России для ведения коллективных переговоров и подготовки соглашений (генерального, регионального, территориального, отраслевого, межотраслевого, профессионального (тарифного)) создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В постоянно действующий состав РТК в числе других входят группы, занимающиеся вопросами охраны труда, социального страхования и защиты населения (см. рис. П1.4).

Система социального партнерства в РФ включает в себя несколько уровней (см. табл. П1.4), на которых заключаются разные виды соглашений.

Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

На уровне организации (предприятия) основная форма реализации социального партнерства, в том числе и для соблюдения взаимных обязательств работников и работодателя по вопросам охраны труда — коллективный договор.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый представителями работников и работодателя.

Инициатором заключения может стать как работодатель, так и работники. От имени работников право на ведение коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора и право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателями предоставляется профессиональным союзам или иным уполномоченным работникам и представительным органам. Решение о необходимости заключения коллективного договора может быть принято общим собранием трудового коллектива.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора или соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам в области охраны труда:

— финансирование и выполнение в установленные сроки мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда;

— проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

— обучение и проверка знаний по охране труда рабочих, руководящих и инженерно-технических работников организации;

— проведение в установленные сроки обязательных медицинских осмотров определенных категорий работников организации;

— своевременная выдача работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, моющих, смазывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

— ремонт, стирка, сушка и хранение специальной одежды и специальной обуви, а также ее обезвреживание и восстановление защитных свойств;

— выдача работникам сверх установленных норм специальной и форменной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет средств организации;

— предоставление работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями, льгот и компенсаций;

— обязательное медицинское и социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет средств организации;

— санитарно-бытовое обеспечение работников;

— установление в соответствии с законодательством режимов труда и отдыха, предоставление отпусков;

— обеспечение охраны труда отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов и т.д.), в том числе ограничение применения труда женщин на работах в ночное время, на тяжелых физических работах и работах с вредными и опасными условиями труда; выделение рабочих мест в подразделениях исключительно для трудоустройства беременных женщин, нуждающихся в переводе на легкую работу; запрещение использования труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых физических работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

— установление по просьбе лиц, обучающихся без отрыва от производства, индивидуальных режимов работы;

— организация общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

— контроль за состоянием условий и охраны труда в подразделениях и выполнением соглашения по охране труда;

— выполнение рабочим коллективом планов по выпуску продукции соответствующего качества и отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении и т.д.

Если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении каких-либо положений в коллективном договоре, они обязательно должны быть оговорены.

С учетом экономических возможностей в коллективном договоре организации могут содержаться и другие, в том числе более льготные, трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (материальная помощь, дополнительные отпуска, выплаты за выслугу лет, надбавки к пенсиям, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, дополнительные выплаты и обязательства в случае несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.).

Обязательным приложением к коллективному договору является соглашение по охране труда, где указывается перечень мероприятий, структурное подразделение, планируется проведение, стоимость, сроки выполнения и ответственное лицо.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. За необоснованный отказ от заключения коллективного договора (соглашения), за невыполнение или нарушение обязательств, за уклонение от участия или нарушение сроков переговоров, за не предоставление необходимой информации для проведения переговоров и осуществления контроля за выполнением договоров на ответственных лиц накладывается наказание в виде штрафа.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ,

от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ,

от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ,

от 07.05.2009 N 80-ФЗ, от 17.07.2009 N 167-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 23.12.2010 N 387-ФЗ, от 29.12.2010 N 437-ФЗ,

от 17.06.2011 N 146-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ,

от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,

от 22.11.2011 N 334-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 29.02.2012 N 16-ФЗ, от 01.04.2012 N 27-ФЗ,

от 23.04.2012 N 35-ФЗ, от 28.07.2012 N 136-ФЗ, от 12.11.2012 N 188-ФЗ,

от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 234-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ,

от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ,

от 07.05.2013 N 95-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,

от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 07.06.2013 N 125-ФЗ, от 02.07.2013 N 157-ФЗ,

от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 204-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 02.04.2014 N 50-ФЗ,

от 02.04.2014 N 55-ФЗ, от 02.04.2014 N 56-ФЗ, от 05.05.2014 N 116-ФЗ,

от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2014 N 199-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 24.11.2014 N 358-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ,

от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ,

от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ,

от 02.05.2015 N 122-ФЗ, от 08.06.2015 N 152-ФЗ, от 29.06.2015 N 200-ФЗ,

от 29.06.2015 N 201-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,

от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 13.07.2015 N 242-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ,

от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 434-ФЗ, от 01.05.2016 N 132-ФЗ,

от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 239-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ,

от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 348-ФЗ,

от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 18.06.2017 N 125-ФЗ,

от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 139-ФЗ, от 29.07.2017 N 255-ФЗ,

от 29.07.2017 N 256-ФЗ, от 27.11.2017 N 359-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ,

от 29.12.2017 N 461-ФЗ, от 31.12.2017 N 502-ФЗ, от 05.02.2018 N 8-ФЗ,

от 19.07.2018 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 304-ФЗ, от 03.08.2018 N 315-ФЗ,

от 03.10.2018 N 353-ФЗ, от 11.10.2018 N 360-ФЗ, от 27.12.2018 N 542-ФЗ,

от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 26.07.2019 N 231-ФЗ, от 02.08.2019 N 292-ФЗ,

от 12.11.2019 N 372-ФЗ, от 02.12.2019 N 393-ФЗ, от 16.12.2019 N 439-ФЗ,

от 24.04.2020 N 127-ФЗ, от 25.05.2020 N 157-ФЗ, от 13.07.2020 N 210-ФЗ,

от 31.07.2020 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 261-ФЗ, от 09.11.2020 N 362-ФЗ,

от 08.12.2020 N 407-ФЗ, от 29.12.2020 N 477-ФЗ, от 09.03.2021 N 34-ФЗ,

от 05.04.2021 N 74-ФЗ, от 20.04.2021 N 99-ФЗ, от 30.04.2021 N 109-ФЗ,

от 30.04.2021 N 110-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ, от 02.07.2021 N 311-ФЗ,

от 19.11.2021 N 372-ФЗ, от 19.11.2021 N 373-ФЗ, от 22.11.2021 N 377-ФЗ,

от 25.02.2022 N 27-ФЗ, от 11.06.2022 N 155-ФЗ, от 14.07.2022 N 240-ФЗ,

от 14.07.2022 N 273-ФЗ, от 14.07.2022 N 283-ФЗ, от 14.07.2022 N 349-ФЗ,

от 07.10.2022 N 376-ФЗ, от 04.11.2022 N 434-ФЗ, от 05.12.2022 N 491-ФЗ,

от 19.12.2022 N 545-ФЗ, от 13.06.2023 N 259-ФЗ, от 10.07.2023 N 319-ФЗ,

от 04.08.2023 N 471-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 15.03.2005 N 3-П,

Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О,

от 03.11.2009 N 1369-О-П,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П,

от 19.12.2018 N 45-П, от 14.07.2020 N 35-П, от 06.10.2021 N 43-П,

от 15.07.2022 N 32-П, от 11.04.2023 N 16-П,

от 15.06.2023 N 32-П, от 27.06.2023 N 35-П, от 24.10.2023 N 49-П, от 19.12.2023 N 59-П)


ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Иллюстрация: Marco Bianchetti/unsplash

О&nbsp том, что это такое и  как его использовать в  своих интересах, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и  услуг;

Что это такое

Согласно 23 статье ТК, социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Она направлена на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и всего, что с ними связано.

Как правило, работников в социальном партнерстве представляют профессиональные союзы, работодателей – союзы промышленников и предпринимателей, органы государственной власти – представители министерства труда, органы местного самоуправления – депутаты городской администрации, руководство комитета или департамента по труду и т.д.

При этом законодательство закрепляет, что стороны социального партнерства равны между собой и действуют с уважением и учетом интересов других сторон. То есть, профсоюзы обладают такими же правами и полномочиями, как и чиновники администрации.

Что они делают

Главная задача социального партнерства – выработать такие условия труда в городе или регионе, которые устраивали бы всех: и работников, которые добиваются лучших условий труда, и работодателей, которые минимизируют расходы на поиск сотрудников и повышают объемы производства за счет роста кадров, и органы власти, которые благодаря такому сотрудничеству получают социальную стабильность в регионе и развитие производств, а значит, и увеличение поступлений в бюджет.

Все три стороны регулярно собираются на трехсторонние комиссии, на которых рассматривают важные для них вопросы и принимают решения, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, региона или страны (в зависимости от уровня представительства).

Среди основных принципов работы таких комиссий – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. То есть, все, кто участвует в заседании, заранее провозглашают, что хотят договориться. А значит, готовы к компромиссам.

Также среди принципов социального партнерства, которые перечислены в статье 24 ТК, – содействие государства, соблюдение трудового законодательства, свобода выбора, добровольность, выполнимость взятых на себя обязательство, обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений и ответственность за их невыполнение.

Уровни и формы

Трудовой кодекс закрепляет шесть уровней социального партнерства – федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный.

Межрегиональный уровень объединяет представителей в сфере труда в двух и более субъектах, региональный – внутри субъекта. Отраслевой уровень включает представителей всей отрасли промышленности, для которой устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда.

И, наконец, локальный уровень – это уровень предприятия, на котором работники и работодатель устанавливают обязательства друг друга. Собственно, на этом уровне составляются коллективные договоры, которые являются одной из форм социального партнерства.

Еще одна форма соцпартнерства – взаимные консультации и переговоры по вопросам регулирование трудовых отношений, обеспечения трудовых прав работников, совершенствование трудового законодательства и других нормативных актов.

Как правило, такие консультации происходят на заседаниях трехсторонних комиссий, а также в ходе рабочих групп по труду в муниципальном или региональном парламенте, на отраслевых совещаниях и конференциях.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Такие комиссии образуются для ведения коллективных переговоров, выработки соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, а также для контроля за выполнения принятых решений на всех уровнях.

На федеральном уровне эти функции выполняет постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с отдельным законом об этой комиссии (№ 92-ФЗ от 01.05.1999).

Аналогичные комиссии образовываются на региональном уровне из представителей региональных профсоюзов, союзов работодателей и региональных органов власти, а также на отраслевом и межотраслевом уровне.

Эти комиссии должны рассматривать и согласовывать все нормативные акты, затрагивающие зону ответственности ее участников.

Например, федеральная комиссия согласовывает проекты всех законов, связанных с трудовыми отношениями, а также указы и приказы министерства труда. Региональная комиссия аналогичным образом согласовывает региональные законы и нормативные акты.

Ответственность за невыполнение

Статья 54 ТК устанавливает ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения переговоров, и контроля за соблюдением договора или соглашения. Причем она распространяется как на работодателей, так и на работников и чиновников. Но если работников можно привлекать за такое уклонение только к дисциплинарной ответственности (выговор, предупреждение, увольнение), то работодателей – к административной.

Статья 5.28 КоАП за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, а также в случае нарушения сроков проведения переговоров и необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, наказывается штрафом в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.

Такой же штраф полагается, если работодатель не предоставил нужную информацию для коллективных переговоров или осуществлению контроля за исполнением коллективного договора. А вот необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора влечет наложение штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Социальное
партнерствов условиях административной,
социальной и экономической реформ
является действенным механизмом
регулирования трудовых отношений,
споров, конфликтов и создает предпосылки
для экономической и политической
стабильности в России.

Основные
положения социального партнерства в
сфере труда регламентируются статьями
23 – 55 Трудового кодекса РФ, Федеральным
законом от 12 января 1996 г. № 10 –ФЗ «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» (в редакции
Федерального закона от 21 марта 2002 г. №
31-ФЗ, с изменениями, внесенными
постановлением Конституционного суда
РФ от 24 января 2002 г. № 3-П), Федеральным
законом от 1 мая 1999 г. » О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений».

Социальное
партнерство в сфере труда- система
взаимоотношений между работниками
(представителями работников), работодателями
(представителями работодателей), органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых отношений и
иных непосредственно связанных с ними
отношений. (ст.
23 Трудового кодекса РФ).

Основными
принципами социального партнерства
являются:

уважение и учет
интересов сторон;

заинтересованность
сторон в участии в договорных отношениях;

содействие
государства в укреплении и развитии
социального партнерства на демократической
основе;

соблюдение
сторонами и их представителями законов
и иных нормативных правовых актов;

свобода выбора
при обсуждении вопросов, входящих в
сферу труда;

добровольность
принятия сторонами на себя обязательств;

реальность
обязательств, принимаемых на себя
сторонами;

обязательность
выполнения коллективных договоров,
соглашений;

контроль
за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений;

ответственность
сторон, их представителей за невыполнение
по их вине коллективных договоров,
соглашений (ст. 24
Трудового кодекса РФ).

Система социального
партнерства включает следующие уровни:

федеральный
уровень, устанавливающий основы
регулирования отношений в сфере труда
в Российской Федерации;

региональный
уровень, устанавливающий основы
регулирования отношений в сфере труда
в субъекте Российской Федерации;

отраслевой уровень,
устанавливающий основы регулирования
отношений в сфере труда в отрасли
(отраслях);

территориальный
уровень, устанавливающий основы
регулирования отношений в сфере труда
в муниципальных образованиях;

уровень
организации, устанавливающий основы
регулирования отношений в сфере труда
между работниками и работодателем.

В
области охраны труда
социальное партнерство выражается в:

содействии
общественному контролю
за соблюдением прав и законных интересов
работников в области охраны труда;

совместном
с профсоюзами расследовании
несчастных случаев
на производстве (ст.
228 — 230 Трудового кодекса РФ);

координации
деятельности
в области охраны труда, охраны окружающей
среды и других видов экономической и
социальной деятельности;

обеспечении
согласованных действий
органов государственной власти РФ,
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
объединений работодателей, а также
профсоюзов, их объединений и иных
представительных органов по вопросам
охраны труда (ст. 210
Трудового кодекса РФ).

На
социальное партнерство в области охраны
труда направлена работа Межведомственных
комиссий и Координационных советов по
охране труда.

В
соответствии со ст.
370 Трудового кодекса имеют
право на осуществление контроля за
соблюдением работодателями и их
представителями трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права.
Работодатели обязаны в недельный срок
с момента получения требования об
устранении выявленных нарушений
сообщить соответствующему органу
профсоюзной организации о результатах
рассмотрения данного требования и
принятых мерах.

Межрегиональное,
а также территориальное объединение
(ассоциация) организаций профессиональных
союзов, действующие на территории
субъекта Российской Федерации, могут
создавать правовые
и технические инспекции труда
профессиональных союзов,
которые действуют на основании принимаемых
ими положений в соответствии с типовым
положением соответствующего
общероссийского объединения
профессиональных союзов.

Профсоюзные
инспектора труда, уполномоченные
(доверенные) лица
по охране труда профессиональных союзов
имеют право:

осуществлять
контроль за соблюдением работодателями
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;

проводить
независимую экспертизу условий труда
и обеспечениябезопасности
работников;

принимать участие
в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний;

получать информацию
от руководителей и иных должностных
лиц организаций, работодателей –
индивидуальных предпринимателей о
состоянии условий и охраны труда, а
также о всех несчастных случаях на
производстве и профессиональных
заболеваниях;

защищать права и
интересы членов профессионального
союза по вопросам возмещения вреда,
причиненного их здоровью на производстве
(работе);

предъявлять
работодателям требования о приостановке
работ в случаях

непосредственной
угрозы жизни и здоровью работников;

направлять
работодателям представления об
устранении выявленных нарушений законов
и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права,
обязательные для рассмотрения;

осуществлять
проверку состояния условий и охраны
труда, выполнения обязательств
работодателей, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие
в работе комиссий по испытаниям и
приему в эксплуатацию производственных
объектов и средств производства в
качестве независимых экспертов;

принимать
участие в рассмотрении трудовых споров,
связанных с нарушением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, обязательств,
предусмотренных коллективными договорами
и соглашениями, а также с изменениями
условий труда;

принимать
участие в разработке проектов федеральных
законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, нормативных
правовых актов органов местного
самоуправления, содержащих нормы
трудового права;

принимать
участие в разработке проектов подзаконных
нормативных правовых актов, устанавливающих
государственные нормативные требования
охраны труда, а также согласовывать их
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;

обращаться в
соответствующие органы с требованием
о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении трудового
законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права, сокрытии фактов
несчастных случаев на производстве.

На
уровне организаций социальное партнерство
и общественный контроль за состоянием
охраны труда осуществляются в рамках
коллективного договора, соглашения по
охране труда, административно-общественного
контроля, работы комитета (комиссии) по
охране труда, уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда профессиональных
союзов и других уполномоченных работниками
представительных органов.

Развитие социального
партнерства в области охраны труда
обусловлено, прежде всего, перераспределением
ответственности, в том числе и в социальной
сфере, между государством, работодателями
и работниками. Оно также связано с
необходимостью создания дополнительных
уровней защиты наемных работников и
членов их семей от «социальных рисков».
Чем больше будет таких уровней защиты,
тем, соответственно, выше будет и степень
социальной защищенности граждан,
реализующих свое конституционное право
в сфере труда и занятости. Приведенная
правовая позиция полностью согласуется
не только с современными тенденциями
развития российского трудового права,
но и с принципами социального партнерства
в реализации вопросов, связанных с
охраной труда.

Соседние файлы в предмете Гигиена труда

1.
Понятие и формы социального партнерства.

3.
Коллективные договоры и соглашения.
Ответственность сторон социального
партнерства.

Понятие и формы социального партнерства

Социальное
партнерство — система взаимоотношений
между работниками, работодателями,
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
направленная на обеспечение согласования
интересов работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений.

Сторонами
социального партнерства являются
работники и работодатели в лице
уполномоченных в установленном порядке
представителей.

Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления являются сторонами
социального партнерства в случаях,
когда они выступают в качестве
работодателей, а также в других случаях,
предусмотренных трудовым законодательством.
В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК
соответствующие органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления
являются стороной соглашения,
предусматривающего полное или частичное
финансирование из соответствующих
бюджетов.

Самого
пристального внимания заслуживают
принципы социального партнерства, под
которыми необходимо понимать основные
начала, исходные положения, которым в
своей практической деятельности должны
следовать участники социального
партнерства. О значении, которое придается
этим принципам, свидетельствует тот
факт, что они получили закрепление в
ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих
нормах ТК, прежде всего в нормах части
второй ТК.

К
основным принципам социального
партнерства, ст. 24 ТК относит:

уважение
и учет интересов сторон;

свободу
выбора при обсуждении вопросов, входящих
в сферу труда;

ответственность
сторон, их представителей за невыполнение
по их вине коллективных договоров,
соглашений.

Система
взаимоотношений между сторонами
социального партнерства реализуется
в различных формах с помощью различных
органов и включает следующие уровни:

в)
отраслевой и межотраслевой;

г)
территориальный — устанавливающий
основы регулирования отношений в сфере
труда соответственно

в
двух и более субъектах РФ, в субъекте
РФ;

д)
локальный уровень (уровень конкретного
работодателя), на котором устанавливаются
обязательства работников и работодателя
в сфере труда.

Под
формами социального партнерства следует
понимать способы осуществления
социального партнерства, конкретные
виды взаимодействия субъектов социального
партнерства в целях согласованного
регулирования социально-трудовых
отношений.

Ст.
27 ТК выделяет четыре формы социального
партнерства:

1)
коллективные переговоры по подготовке
и заключению коллективных договоров,
соглашений;

2)
взаимные консультации (переговоры) по
вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
законодательства;

3)
участие работников, их представителей
в управлении организацией;

4)
участие представителей работников и
работодателей в разрешении трудовых
споров.

Стороны
социального партнерства вступают в
социально-партнерские отношения через
своих представителей, действующих на
основе законодательства о представителях
работников и работодателей, в частности,
на основании ст. 29-34 ТК.

На
локальном уровне (на уровне работодателя
— юридического лица, физического лица
— индивидуального предпринимателя)
представителями работников могут быть:

иные
представители работников, избранные
на общем собрании (конференции) работников
и наделенные соответствующими
полномочиями.

ТК
закрепляет за профсоюзами положение и
права основного представителя работников
и упоминает об иных представителях
работников лишь тогда, когда на локальном
уровне нет профсоюза либо профсоюзная
организация объединяет менее половины
работников и не уполномочена представлять
интересы всех работников в социальном
партнерстве на локальном уровне.

Интересы
работодателя на локальном уровне
представляют руководитель организации,
работодатель — индивидуальный
предприниматель (лично) или уполномоченные
ими лица.

Интересы
работников на всех других уровнях
социального партнерства представляют
соответствующие профсоюзы, а интересы
работодателей представляют объединения
работодателей. Представителями
работодателей — федеральных государственных
учреждений, государственных учреждений
субъектов РФ, муниципальных учреждений
и других организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов как на локальном
уровне, так и на других уровнях социального
партнерства также являются соответствующие
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, иные государственные
органы, органы местного самоуправления.

Представители
работников и работодателей участвуют
в социальном партнерстве через органы
социального партнерства. Это комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений. Они создаются на паритетной
основе для регулирования социально-трудовых
отношений, ведения коллективных
переговоров, подготовки проектов
коллективных договоров и соглашений,
контроля за их исполнением.

Такие
комиссии создаются на всех уровнях
социального партнерства в составе
наделенных необходимыми полномочиями
представителей сторон социального
партнерства — работников и работодателей.

Органы
социального партнерства подразделяются
на следующие виды:

1.
На федеральном уровне образуется
постоянно действующая Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений, деятельность
которой осуществляется в соответствии
с ФЗ от 1.05.1999 г. » О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений».

Членами
этой комиссии являются представители
общероссийских объединений профсоюзов,
общероссийских объединений работодателей,
Правительства РФ не более 30 человек от
каждой из сторон.

2. В
субъектах РФ образуются трехсторонние
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, которые действуют в соответствии
с законами субъектов РФ. В Тверской
области комиссия действует на основании
закона от 9.01.2004 г. » О трехсторонних
комиссиях по регулированию социально-трудовых
отношений в Тверской области».
Количество членов комиссии от каждой
из сторон не может превышать 10 человек.

3.
Трехсторонние комиссии образуются
также на отраслевом (межотраслевом)
уровне. Эти комиссии могут образовываться
как на федеральном, так и на межрегиональном,
региональном, территориальном уровнях
социального партнерства.

4.
На территориальном уровне могут
образовываться и действовать на основании
законов субъектов РФ и положений,
утверждаемых представительными органами
местного самоуправления, трехсторонние
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений в муниципальном образовании.

Трехсторонние
комиссии не находятся в отношениях
соподчинения, каждая из них решает свои
задачи.

На
локальном уровне образуется комиссия
из представителей работников и
работодателя для ведения коллективных
переговоров, подготовки проекта
коллективного договора и его заключения.

Особенности
применения норм о социальном партнерстве
к государственным гражданским служащим,
муниципальным служащим, работникам
военных и военизированных органов и
организаций, органов внутренних дел,
государственной противопожарной службы,
учреждений и органов безопасности,
органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, органов уголовно-исполнительной
системы, таможенных органов и
дипломатических представительств
Российской Федерации устанавливаются
федеральными законами (ст. 28 ТК).

Соседние файлы в папке Труд право э

Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).

Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:

Осуществляется это путем:

Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).

В статье В. А. Сафонова приведены рассуждения о перспективе развития социального партнерства. Оформите пробный онлайн-доступ к КонсультантПлюс и переходите в статью.

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Оцените статью
Минтруд России