СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ МИНТРУД РЕКОМЕНДАЦИИ

Новости и аналитика

Минтруд России выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах за 2021 год

Минтруд России подготовил рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 г. (за отчетный 2021 г.). Так, предусмотрена подача сведений о цифровых финансовых активах. Определены особенности предоставления сведений членами Совета федеральной территории «Сириус» (Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) (по состоянию на 28 декабря 2021 г.) Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г.).

Предоставление сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2022 г. не требуется. Сведения, представленные в период декларационной кампании лицом, уволившимся до наступления срока размещения таких сведений, в Интернете не публикуются.

Кроме того, отмечается, что перевод на госслужбе предполагает увольнение и, как следствие, необходимость представления сведений в качестве кандидата.

Актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом.

Указан порядок отражения социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры (т.н. » Пушкинская карта»).

Определены особенности представления информации при приобретении недвижимости посредством участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, особенности представления информации об акциях, приобретенных на организованных торгах.

Отмечается, что при наличии обстоятельств фьючерсный договор подлежит отражению.

Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев письмо Ассоциации банков России от 21 декабря 2020 г. N 02-05/1034 (далее — письмо Ассоциации), сообщает следующее.

Обращаем внимание, что Минтруд России не наделен полномочиями комментировать и разъяснять Указание Центрального банка Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 5440-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения» (далее — Указание Банка России).

Таким образом, по вопросам исполнения Указания Банка России рекомендуем непосредственно обращаться в Банк России.

Вместе с тем по существу представленных вопросов отмечаем следующее.

Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (далее — Методические рекомендации) в 2021 году (за отчетный 2020 год).

Учитывая то обстоятельство, что Указание Банка России направлено на регулирование отдельных правоотношений, связанных с предоставлением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть информации, необходимой для заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее — справка), полагаем возможным обратить внимание на следующие положения Методических рекомендаций.

Согласно пункту 110 Методических рекомендаций за отчетный 2020 год, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» (далее — раздел 4) справки отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных кредитных организациях на основании гражданско-правового договора на имя лица, в отношении которого представляется справка.

Аналогичная позиция содержится в пункте 105 Методических рекомендаций за отчетный 2019 год, которыми Минтруд России предложил Банку России руководствоваться при утверждении единой формы предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядка ее заполнения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 112 Методических рекомендаций за отчетный 2020 год в разделе 4 справки не отражаются открываемые не на основании гражданско-правового договора счета, счета депо, счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета. Аналогичная позиция содержится в пункте 107 Методических рекомендаций за отчетный 2019 год.

Таким образом, не требуется отражать в разделе 4 справки счета, открытые кредитной организацией не на основании гражданско-правового договора или не лично гражданину (не на имя лица, в отношении которого представляется справка).

В части, касающейся сделок РЕПО, отмечаем следующее.

Согласно подпункту 13 пункта 161 Методических рекомендаций за отчетный 2020 год, в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» (далее — подраздел 6.2) раздела 6 справки, среди прочего, подлежат отражению обязательства по незакрытым сделкам РЕПО.

При этом обращаем внимание, что в данном подразделе справки подлежат отражению срочные обязательства финансового характера, которые, как правило, отвечают требованиям, обозначенным в пункте 154 Методических рекомендаций за отчетный 2020 год (с учетом положений пункта 159 данных Методических рекомендаций).

По незакрытым сделкам РЕПО в подразделе 6.2 раздела 6 справки отдельно по каждой сделке РЕПО следует отражать обязательства физических лиц по уплате денежных средств по второй части сделки РЕПО, срок исполнения по которой на отчетную дату не наступил.

В части, касающейся предоставления кредитными организациями информации по отдельным договорам страхования, полагаем возможным отметить следующее.

Указание Банка России издано с целью обеспечить получение гражданином, заполняющим справку, достоверной информации.

Вопрос о наличии обязанности кредитной организации по сбору недостающей информации подлежит решению в рамках Указания Банка России.

Указание Банка России не обязывает кредитные организации осуществлять поиск информации, которая у них отсутствует. При отсутствии соответствующей информации проставляется прочерк (пункт 2 порядка заполнения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями единой формы сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой гражданам для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 2 к Указанию Банка России)).

По нашему мнению, если кредитная организация не располагает достоверной информацией в отношении договора страхования, например, по действию договора во времени, она не должна предоставлять информацию по такой сделке.

Минтруд выпустил разъяснения по вопросу направления сведений о доходах и расходах с учетом указания ЦБ РФ, которым определен порядок предоставления кредитными и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, а также методических указаний по передаче в 2021 г. сведений за 2020 г.

В частности, указано, что в справке о доходах и расходах не отражаются счета, открытые кредитной организацией не на основании гражданско-правового договора или не лично гражданину.

Что касается операций РЕПО, то по незакрытым сделкам отдельно по каждой сделке РЕПО следует отражать обязательства физлиц по уплате денежных средств по второй части, срок исполнения по которой на отчетную дату не наступил.

Относительно договоров страхования указано следующее. Если кредитная организация не располагает достоверной информацией в отношении договора (например, по действию во времени), то она не должна предоставлять информацию по такой сделке.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 апреля 2021 г. N 28-6/10/В-4623

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», направляются Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Просим довести до сведения всех заинтересованных должностных лиц положения вышеуказанных Разъяснений, а также руководствоваться ими в дальнейшей деятельности по противодействию коррупции.

В связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон N 422-ФЗ) в отдельных субъектах Российской Федерации начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — режим НПД).

По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять режим НПД (стать т.н. «самозанятым») могут как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и иные физические лица.

Федеральный закон N 422-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, сам по себе не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее — должностные лица).

Таким образом, должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от применяемого налогового режима.

Таким образом, применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров с такими организациями получение соответствующего согласия необходимо.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Несмотря на тот факт, что применение должностным лицом режима НПД не является коррупционным правонарушением, необходимо обращать внимание на природу получаемых должностным лицом доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в отношении которых применяется режим НПД.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.

Так, например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом стоит также учитывать, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве», исходя из которого временная сдача в аренду (наем) недвижимого имущества (в том числе жилого помещения) не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобретено для личных нужд или получено по наследству либо по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует.

Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего режим НПД, не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц.

Дополнительно сообщаем, что указание тех или иных доходов, в отношении которых применяется режим НПД, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного и заполнения соответствующей формы справки, размещенными на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.

В силу требований Трудового кодекса и Закона № 273-ФЗ о противодействии коррупции руководители государственных и муниципальных учреждений и ряд чиновников государственной и муниципальной службы должны ежегодно подавать Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – на себя, супругу / супруга и несовершеннолетних детей. Многие ведомства уже объявили о начале декларационной кампании за отчетный 2022 год (Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году, за отчетный 2022 год, утв. Минтруда РФ, по состоянию на 30 декабря 2022 г., Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2022 г.).

А Минтруд России традиционно подготовил Методические рекомендации по вопросам представления сведений за 2022 год и сам же акцентировал внимание на основных новеллах в методичке. Несомненно, при заполнении и последующей проверке сведений о доходах полезно будет учесть опыт предыдущих декларационных кампаний, с учетом которого Минтруд России составил Обзор практики привлечения к ответственности государственных / муниципальных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Кстати, в рамках этого Обзора ведомство помимо прочего скорректировало перечни значительных, малозначительных и несущественных проступков. Так, к числу значительных теперь относятся также:

Обратим внимание на некоторые новшества и значимые моменты, касающиеся сведений в Справке о доходах служащих за 2022 год, а также важные разъяснения и примечательные судебные решения:

Когда подавать сведения?

Декларировать доходы служащие могут уже с 1 января. Крайний срок подачи Справки – не позднее 30 апреля. Однако в этом году 30 апреля выпадает на воскресенье. А методичкой предусмотрено, что если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то подать их нужно в последний рабочий день. Значит за 2022 год нужно отчитаться до 28 апреля 2023 года. В нерабочий день Справку можно направить только почтой.

В любом случае не рекомендуется откладывать представление сведений до апреля, особенно в случае планируемого длительного отсутствия работника, например, в связи со служебной командировкой или отпуском.

Кто в этом году освобожден от подачи Справки?

Не представляют сведения о доходах за 2022 год участники специальной военной операции, а также работники, командированные для выполнения задач на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Это касается также тех, кто уже вернулся из командировки. Указ об этом в конце декабря подписал Президент РФ.

А вот отпуск, декрет или больничный не освобождают работника от обязанности представить Справку о доходах.

Можно ли уточнить сведения за прошлые годы?

Нет, представление уточненных Справок за предыдущие декларационные кампании не предусмотрено. Если служащий обнаружил неточности в сведениях за прошлые годы, достаточно к представляемой в 2023 году Справке о доходах приложить соответствующие письменные пояснения.

Уточнить можно лишь сведения за отчетный год – служащим на это отводится один месяц после окончания декларационной кампании, то есть до конца мая.

Может ли госслужащий иметь ценные бумаги?

По общему правилу, гражданским служащим не запрещено приобретать ценные бумаги. Но есть исключение: в отношении ряда служащих предусмотрен запрет прямо или косвенно владеть и/или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Кроме того, гражданским служащим запрещено приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Доход от операций с ценными бумагами выражается в величине суммы финансового результата, определяемого по правилам Налогового кодекса. Нулевой или отрицательный финансовый результат в Справке не указывается, а сами ценные бумаги отражаются Разделе 5 «Сведения о ценных бумагах».

В сентябре 2022 года Минтруд России подготовил детальные разъяснения по вопросам, связанным с возможностью приобретения государственными гражданскими служащими РФ ценных бумаг в собственность. Ведомство ответило почти на три десятка вопросов по этой теме, среди которых:

На что еще обратить внимание при заполнении Справки?

Отметим несколько моментов – как новых, так и тех, что уже имели место в прошлом году:

Именно некорректное отражение в Справке приобретения автомобиля по программе «трейд-ин» пару лет назад едва не привело к изъятию в доход бюджета имущества чиновника:

Депутат муниципального района и его супруга представили Справки о доходах и имуществе, где заявили о приобретении квартиры и автомобиля. Проверка показала, что стоимость указанного имущества превышает общий доход супругов за три последних года. Подтвердить источник этих средств депутат не смог. Результатами проверки занялась прокуратура. Поскольку доказательств приобретения имущества на законные доходы представлено не было, прокурор обратился в суд с требованием обратить в доход бюджета и автомобиля, и квартиры.

Но суд отказал в изъятии имущества. Как выяснилось, автомобиль чиновник приобрел по программе «трейд-ин» с зачетом выкупной цены прежнего автомобиля в счет оплаты стоимости нового. Данную выкупную стоимость необходимо было отразить как доход. С учетом этих средств совокупный доход семьи превышает произведенные расходы (решение Тевризского райсуда Омской области от 15 декабря 2021 года № 2-332/2021).

Кстати, теперь невключение в Справку дохода от продажи транспорта по «трейд-ин» при том, что в соответствующем разделе будет отражен новый автомобиль, признается малозначительным правонарушением.

Важно также помнить, что право собственности на транспортное средство возникает или прекращается при заключении договора купли-продажи. Регистрация транспортных средств в органах ГИБДД носит учетный характер и не служит основанием для возникновения или прекращения на них права собственности. На это прямо указано в Методических рекомендациях по заполнению Справки как за 2022 год, так и в аналогичных методичках прошлых лет.

Непонимание этого нюанса может стоить чиновнику должности (решение Джанкойского райсуда Республики Крым от 20 января 2022 года по делу № 2а-483/2022) или выговора с лишением премии (апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 декабря 2022 года по делу № 33-11758/2022).

Антикоррупционное законодательство и ранее позволяло прокуратуре конфисковать имущество чиновника, если его стоимость несопоставимо больше официального дохода служащего. Однако год назад Президент РФ подписал поправки в Закон о противодействии коррупции и Закон о банках. Эти изменения затронули чиновников и других лиц, которые обязаны отчитываться о своих доходах. Если при проверке Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работодатель выяснит, что за отчетный год на банковские счета сотрудника, его супруги/супруга и несовершеннолетних детей в сумме поступило больше, чем их общий доход за отчетный и два предыдущих календарных года, то служащему придется доказать, что получены эти средства на законных основаниях. В противном случае работодатель направит материалы в прокуратуру, а та взыщет деньги через суд. Причем прокуратура должна обратиться в суд с заявлением о взыскании средств в доход государства, если не подтверждена законность получения суммы от 10 тыс. руб.

И уже имеет место судебная практика по таким нарушениям.

Госслужащая в Справке на супруга отразила расходы на приобретение земельных участков, недвижимости и автомобиля в общей сумме на 7 млн рублей. При этом суммарный доход супругов за три года едва превысил 2 млн рублей. Чиновница пояснила: средства на приобретение указанного имущества имеют вполне законное происхождение. Так, 2 млн рублей ей одолжила мать (хотя проверка показала, что родители – неработающие пенсионеры и не имели возможности собрать такую сумму, да и в Справке нет сведений о наличии у служащей обязательства (займа); еще 1 млн руб. – это доходы от реализации сельхозтехники и животных (при этом в Справках за отчетный и прошлые годы о якобы проданном имуществе заявлено не было, налоговые органы соответствующих деклараций о доходах не получали); оставшаяся часть – это личные накопления за время ведения крестьянско-фермерского хозяйства и личного подсобного хозяйства (при проверке документально подтвердить эти доходы не удалось).

Прокуратора требовала взыскать с чиновницы сумму, эквивалентную стоимости имущества, средства на приобретение которого не подтверждены. Однако в ходе долгого разбирательства удалось доказать, что совокупный доходы семьи с учетом доходов, полученных в период ведения КФХ и после его ликвидации, больше стоимости приобретенного имущества (решение Киреевского районного суда Тульской области от 23 декабря 2022 года по делу № 2-959/2022).

А вот в другом случае исход судебного разбирательства оказался не в пользу служащей. При общем на двоих с супругом доходе в 2,5 млн руб. они приобрели несколько квартир и земельных участков более чем на 7 млн рублей. Разницу пытались объяснить займами, денежными подарками родственников, доходами от ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Но суд не увидел достаточных доказательств получения семьей чиновницы легальных доходов, позволяющих совершить столько сделок по приобретению недвижимости. В доход государства обращены объекты недвижимости и часть земельного участка стоимостью в 3 млн рублей (решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики – Чувашии от 22 декабря 2022 года по делу № 2-А-220/2022).

Оцените статью
Минтруд России