- Новый Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации
- Важные изменения в законе
- Цифровая платформа Работа в России
- Заключение
- Сотрудничество государства с работодателями
- Права и обязанности работодателей
- Сотрудничество работодателей с государственной службой занятости
- Поддержка открытия собственного бизнеса
- Полезная поддержка государства для безработных граждан
- Виды поддержки
- Организационные меры
- Материальные меры
- Важные детали
- Категории лиц с особой поддержкой
- Предпенсионный возраст
- Риск увольнения
- Что такое безработица
- Виды безработицы
- Причины безработицы
- Вот что вы узнаете
- Что такое естественный и фактический уровень безработицы
Новый Федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации
1 января 2024 года вступил в силу новый федеральный закон О занятости населения в Российской Федерации. Этот закон является значимым изменением в законодательстве России и вводит новые правила определения статуса безработного, а также регулирует сферу труда и занятости.
Важные изменения в законе
Согласно новому закону, правовой статус безработного сможет получить только тот гражданин, который активно ищет работу. Это означает, что необходимо подтверждать усилия по поиску работы, предоставляя соответствующие документы.
Цифровая платформа Работа в России
Цифровая платформа Работа в России играет важную роль в поиске работы и взаимодействии с работодателями. С возможностью предоставления информации о вакансиях через эту платформу, работодатели смогут эффективно сотрудничать с государственными центрами занятости.
Заключение
Новый закон о занятости населения в России вводит важные изменения в сфере трудоустройства и регулирования рынка труда. Поддерживая активный поиск работы и развитие цифровых платформ, государство стремится обеспечить населению больше возможностей для трудоустройства.
## Новый закон о безработице в России
## Определение безработного
В новом законе безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить. При этом прежнее определение безработного, требовавшее отсутствия работы и неполучения заработка, ушло в прошлое. Список лиц, которые не могут быть признаны безработными из-за занятости, стал значительно расширен.
## Изменения в определении
Изменение подхода к определению безработного законодательством связано с более широким толкованием терминов работа и заработок. Современный рынок труда требует учета разнообразия форм занятости, таких как самозанятость, платформенная занятость, предпринимательская деятельность и другие.
## Основание для признания безработным
Появились новые основания, по которым лицо не может быть признано безработным, такие как непрохождение профилирования в службе занятости или несвоевременная подача документов. Это позволяет бороться с желанием жить на пособие и повышает требования к безработным.
## Подходящая работа
Статья 27 Закона о занятости посвящена критериям подходящей работы. Новый закон вводит дополнительные критерии для определения подходящей работы, такие как образование, опыт работы, форма занятости, местонахождение, размер заработной платы и обстоятельства жизненной ситуации гражданина.
## Критерии подходящей работы
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии подходящей работы, пока они не установлены, новый закон устанавливает следующие характеристики:
- Образование (вид, уровень), профессия, специальность, направление подготовки, квалификация
- Опыт работы
- Форма занятости
- Местонахождение рабочего места
- Размер заработной платы
- Обстоятельства жизненной ситуации гражданина, учитывая его ограничения
Следовательно, во главе угла при поиске подходящей работы – деловые качества работника, отражающие полученное им образование, квалификацию, профессию, а также опыт работы. Надо отметить, что сегодня на рынке труда наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому на платформе Работа в России предлагаются самые разнообразные вакансии с точки зрения требуемой для их замещения квалификации. Очень важно, что новый закон отразил такой критерий как обстоятельства жизненной ситуации, являющийся по своей природе оценочным, что позволяет учесть все особенности конкретного случая, в том числе наличие несовершеннолетних детей, — поделилась Елена Степанова.
Сотрудничество государства с работодателями
Государство сотрудничает со всеми работодателями: ООО, ИП, НКО и другими.
Закон о занятости закрепляет формы участия работодателей, их объединений в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения. Работодатели отныне будут вовлечены в разработку и реализацию государственной политики в сфере занятости и будут выступать в качестве социального партнера службы занятости. Они должны будут обеспечивать условия для профессиональной ориентации молодежи, прохождения обучения и переобучения, содействовать занятости граждан.
Права и обязанности работодателей
Важно отметить, что, закрепляя права и обязанности работодателей в области занятости, законодательство не дифференцирует их на виды в зависимости от правового статуса: юридические лица, индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, а также не различает по целям деятельности: коммерческие компании и НКО.
Следовательно, если иное прямо не указано в конкретной правовой норме, положения Закона о занятости распространяются на всех без исключения работодателей, каковыми в силу статьи 20 Трудового Кодекса РФ являются как юридические, так и физические лица. Так что и при поиске подходящей работы гражданину служба занятости будет определяться установленными законом критериями, а не видом работодателя.
Сотрудничество работодателей с государственной службой занятости
Одной из обязанностей любого работодателя является информирование государственной службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в течение пяти рабочих дней со дня их появления, а об изменении указанной информации — в течение пяти рабочих дней со дня возникновения изменений. Это обеспечивает актуальность информации о вакансиях у службы занятости, — добавила Елена Степанова.
Поддержка открытия собственного бизнеса
Такой способ трудоустройства как открытие собственного бизнеса получит особую поддержку с 2025 года.
В силу 32 статьи Закона о занятости безработные граждане имеют право на содействие органов службы занятости началу осуществления предпринимательской деятельности. Данная статья вступает в силу с 1 января 2025 года.
Полезная поддержка государства для безработных граждан
Сама по себе процедура регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, равно как и организация собственного дела посредством регистрации юридического лица не требуют значительных финансовых средств. Однако с первого же дня регистрации владельцы малого бизнеса становятся плательщиками налогов и страховых взносов. Кроме того, предпринимательская деятельность носит рисковый характер, а индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем личным имуществом.
Эти обстоятельства важно учитывать при оценке поддержки, которую государство предоставляет безработным для начала собственного бизнеса, по словам Елены Степановой.
Виды поддержки
Профессор учебного заведения добавила, что меры содействия следует разделить на организационные и материальные.
Организационные меры
- Оценка способностей и готовности безработных к предпринимательской деятельности
- Подготовка рекомендаций для принятия решения о начале бизнеса
- Организация профессионального обучения или получение дополнительного образования
Материальные меры
- Финансовая помощь при регистрации в качестве ИП, юридического лица или фермерского хозяйства
- Помощь при заявлении как самозанятый
Важные детали
О размере и условиях предоставления помощи решают субъекты Российской Федерации. Норма еще не вступила в силу, поэтому у субъектов есть время для принятия нормативных актов.
Государство также поможет с трудоустройством ветеранам СВО и людям предпенсионного возраста.
Категории лиц с особой поддержкой
Новый Закон о занятости выделяет несколько категорий лиц, которым государство предоставляет особую поддержку:
- Лица предпенсионного возраста
- Граждане, находящиеся под риском увольнения
- Граждане, завершившие военную службу
Предпенсионный возраст
Граждане, считающиеся предпенсионным возрастом, могут получать пособие по безработице на более длительный период.
Риск увольнения
Граждане под риском увольнения включают работников, сниженная рабочая неделя или простои.
С учесть эти меры поддержки, безработные граждане могут легче начать свой бизнес и получать необходимую помощь.
Как следует из определения, к данной категории не относятся лица, которые планируют уволиться по собственному желанию вследствие не подходящих им условий трудовой деятельности. Инициатива изменения их правового статуса должна исходить от работодателя и найти отражение в соответствующем приказе.
«Для указанных категорий граждан законом установлены такие меры государственной поддержки как содействие их занятости, содействие работодателям в реализации мероприятий по обеспечению занятости, организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования. Такие гарантии, носящие достаточно общий характер, как представляется, должны быть конкретизированы в подзаконных нормативных актах, дабы посредством специальных норм действительно сформировать особый статус для данной категории граждан», — подытожила Елена Степанова.
Граждане, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, а также члены их семей имеют право на оказание органами службы занятости содействия приоритетному трудоустройству. При этом закон не содержит перечня мер, отражающих такую приоритетность — их разработкой занимается Правительство Российской Федерации.
Автор текста: Алексей Романенко
Что такое безработица
Безработица — это состояние рынка труда, при котором люди, способные и готовые работать, не могут найти занятость. В экономике безработица измеряется как процент рабочей силы, находящейся в поиске работы относительно общего числа активного населения или рабочей силы.
Признаки безработицы включают следующее:
Виды безработицы
В зависимости от причин и особенностей безработицы, её можно классифицировать на несколько видов:
Понимание различных типов безработицы позволяет лучше анализировать ситуацию на рынке труда и принимать меры для борьбы с ней.
Причины безработицы
Причины безработицы могут быть разнообразными и зависят от конкретной ситуации в экономике. Ниже приведены некоторые из основных причин безработицы:
Понимание причин безработицы позволяет разработать соответствующие политики и меры для её смягчения и борьбы с ней.
Регистрацию граждан в качестве безработных осуществляют центры занятости населения.
Этап I. Регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы
Регистрацию граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных осуществляют центры занятости населения по заявлению в электронной форме.
Для этого необходимо подать заявление в электронной форме на одном из порталов:
— в личном кабинете Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа)
— в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
— в личном кабинете регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее — региональный портал).
Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
При личном обращении в центр занятости населения в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданину оказывается содействие в оформлении заявления в электронной форме с использованием личного кабинета соискателя в информационно-аналитической системе или в личном кабинете единого портала.
При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" центр занятости населения осуществляет его регистрацию в указанной системе.
Важно! Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане: — указавшие в заявлении, что не претендуют на признание себя безработными, — независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации; — указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, — по месту жительства.
При регистрации в целях поиска подходящей работы граждан предпенсионного возраста центр занятости населения запрашивает сведения об отнесении гражданина к соответствующей категории по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Граждане, относящиеся к категории инвалидов, регистрируются центром занятости населения в целях поиска работы при наличии выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. Данная выписка запрашивается центром занятости из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Заявление рассматривается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его направления (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней).
В случае если заявление в электронной форме подано гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем представления заявления считается следующий за ним рабочий день.
Для внесения изменений в заявление и резюме до принятия заявления центром занятости населения гражданин, должен отозвать заявление и направить новое заявление.
Важно! Центр занятости населения уведомляет гражданина о ходе постановки на регистрационный учет следующими способами: а) в случае направления заявления с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" — на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении; б) в случае направления заявления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" — через единый портал; в) в случае направления заявления с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг — через региональный портал.
Центр занятости населения регистрирует гражданина в целях поиска подходящей работы не позднее одного рабочего дня после принятия заявления.
Этап II. Регистрация гражданина в качестве безработного
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется при соблюдении следующих условий:
гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы;
отсутствуют варианты подходящей работы;
гражданин не относится к категориям, которые не могут быть признаны безработными.
Безработным не может быть признан гражданин:
Гражданин, признанный безработным, в течение 2 рабочих дней со дня получения перечня вариантов подходящей работы (вакансий) направляет в центр занятости населения с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, информацию о выборе 2 вариантов подходящей работы.
Гражданин обязан пройти собеседования с работодателями.
Важно! На основании уведомления или направления на проведение переговоров с работодателем гражданин в течение 3 рабочих дней направляет в центр занятости населения информацию в электронной форме о дне и результатах проведения переговоров с работодателем по 2 выбранным вариантам подходящей работы или представляет направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается не позднее 11 дней со дня принятия заявления гражданина.
Зарегистрированному гражданину направляется уведомление о дате явки в центр занятости населения для регистрации гражданина безработным в день его постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
О размере и сроках выплаты пособия гражданин будет уведомлен в электронной форме через личный кабинет гражданина на едином портале, региональном портале или электронную почту гражданина.
Важно! Основание прекращения трудовых отношений (увольнения) не влияет на право гражданина быть признанным безработным.
Этап III. Назначение и выплата пособия по безработице
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.
Важно! Размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 44) устанавливает размеры максимальной и минимальной величины пособия по безработице:
минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей;
максимальная величина пособия по безработице для безработных граждан (за исключением безработных граждан, относящимся к категориям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и безработных граждан, предпенсионного возраста) составляет:
в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице — 12 792 рубля;
в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице — 5000 рублей.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице индексируются один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.
С 1 февраля 2024 г. коэффициент индексации пособий установлен в размере — 1,074.
С учетом коэффициента на 2024 г. размер минимальной величины пособия по безработице — 1611 рублей, максимальной величины – 13739 рублей.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Размер максимальной величины пособия по безработице для безработных граждан, предпенсионного возраста, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, составляет 12 792 рубля.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год страхового стажа, превышающего страховой стаж указанной продолжительности.
При этом установленный период выплаты таким гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице назначается:
в первые три месяца — в размере 75 процентов среднего заработка;
в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов среднего заработка;
в дальнейшем — в размере 45 процентов среднего заработка.
Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице назначается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Важно! На региональном уровне могут быть установлены дополнительные выплаты безработным.
Важно! Сумма излишне выплаченного пособия по безработице (в том числе в случае получения гражданином пособия обманным путем) подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
По всем случаям получения гражданами пособия по безработице обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
Безработный гражданин снимается с регистрационного учета в одном из следующих случаев:
длительная (более месяца) неявка безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
переезд или переселение безработного в другую местность;
признание гражданина занятым в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»;
получение (попытка получения) гражданином пособия по безработице обманным путем, в том числе путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания безработным;
осуждение гражданина к исправительным работам, либо к принудительным работам, либо к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
назначение гражданину страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо пенсии по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказ гражданина от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы;
отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы либо два отказа гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы;
непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан;
непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа ему в приеме на работу;
отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями;
зачисление гражданина на обучение по очной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, за исключением прохождения обучения по направлению органа службы занятости;
приобретение гражданином статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет;
приобретение гражданином статуса приемного родителя или создание им приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
Пособие по безработице назначается гражданам с первого дня признания их безработными. Исключением являются граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанные безработными, но не трудоустроенные в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация; государственные гражданские служащие, уволенные в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанные в установленном порядке безработным, но не трудоустроенные в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата – компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения), указанным категориям граждан пособие по безработице назначается, начиная с первого дня по истечении указанного периода. Также гражданам, которые сняты с регистрационного учета в качестве безработного в связи с получением (попыткой получения) пособия по безработице обманным путем или отказом от содействия органов службы занятости в поиске ему подходящей работы и который после снятия с регистрационного учета в органах службы занятости не являлся занятым, в случае повторного признания их безработными в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Важно! При увольнении в связи с ликвидацией работодателя либо сокращении штата пособие по безработице назначается с 1-го дня после истечения периода, за который сохранялся средний заработок (с зачетом выходного пособия).
больше не путает естественную безработицу с фактической
Рынок труда можно сравнить с любым товарным рынком.
Когда в магазине не хватает продуктов, возникает дефицит и цены на них растут. А если спрос небольшой, то они лежат на прилавках в ожидании покупателя и могут дешеветь.
и с кадрами: если вакансий намного больше, чем свободных работников, то они нарасхват и их труд стоит дорого. Но когда рабочих мест мало, а претендентов на них много, то большинство из них останутся невостребованными. В этом случае в обществе растет безработица.
Несмотря на негатив, с которым принято воспринимать это явление, не всякая безработица вредна. Более того, полностью избавиться от нее без ущерба для экономики невозможно.
В этом материале мы не дадим советов, что делать, если вы лишились работы.
Зато разберем, что такое безработица, почему она возникает, какие формы может принимать и чем может быть опасна для людей и государства.
Вот что вы узнаете
Безработица — это явление в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти работу. Такую ситуацию можно считать проявлением дисбаланса на рынке труда: объем рабочей силы превышает спрос на нее — количество заинтересованных в работе больше, чем число открытых вакансий.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) называет безработными людей определенного возраста — старше 15 лет, — у которых нет оплачиваемой работы или самозанятости, но которые готовы приступить к труду.
Аналогичная методика у Международной организации труда (МОТ), которая учитывает в качестве рабочей силы людей от 15 до 72 лет. Но это не означает, что к безработным причисляются все пенсионеры и студенты. Если у них нет желания и возможности работать, то в расчет они не идут.
Похожая ситуация, например, с мамами, которые решили оставить работу ради воспитания ребенка: они не нуждаются в трудоустройстве, а потому не могут считаться безработными. самое применимо к тем жителям села, кто обеспечивает себя трудом за счет собственного приусадебного хозяйства: формально работы у них нет, но и безработными их назвать нельзя.
Но если студент или старшеклассник, человек с инвалидностью или пенсионер встал на биржу труда в поисках работы, то он будет считаться безработным. Причем в России — без верхнего ограничения по возрасту.
Есть и количественные показатели занятости и безработности. Так, в учебных материалах экономического факультета РАНХиГС занятыми называют людей, которые « один час в неделю выполняют работу по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода». То есть, согласно этому определению, люди, пекущие дома торты на продажу, тоже считаются занятыми, даже если делают это раз в неделю. А безработный — это тот, кто ищет работу в течение четырех недель и готов приступить к работе в течение недели.
Саму безработицу считают одним из ключевых экономических показателей, поскольку она сигнализирует о продуктивности экономики. Чем больше безработных, тем выше издержки, мешающие экономическому росту. Но и слишком низкая безработица тоже может быть тормозом дефицита рабочей силы.
Если высокая безработица сигнализирует об экономическом кризисе, то ее чрезвычайно низкий уровень может свидетельствовать о перегреве экономики с сопутствующими последствиями, в том числе высокой инфляцией.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теоретически между безработицей и инфляцией должна присутствовать обратная корреляция. Когда экономика растет, а безработица снижается, это может ускорить рост инфляции, так как предприятия будут повышать заработную плату, чтобы привлечь и удержать сотрудников.
И наоборот, если растет безработица, инфляция может замедляться, потому что люди становятся беднее и в экономике снижается совокупный спрос, что сдерживает рост цен.
Но на практике взаимозависимость этих показателей не всегда настолько очевидна и не часто подтверждается статистикой. Есть мнение экономистов, которые утверждают, что в долгосрочной перспективе безработица приходит к естественному уровню и перестает зависеть от инфляции. Кроме того, на связь безработицы и инфляции влияет производительность труда: если она растет быстрее, чем зарплаты работников, то корреляция может нарушаться.
График показывает, что в российских реалиях последних 20 лет можно проследить скорее прямую корреляцию, чем обратную.
Поскольку экономика развивается неравномерно, на этом пути всегда есть периоды подъема и спада. Во время торможения и рецессии, когда предприятия могут сокращать выпуск и штат сотрудников, уровень безработицы растет, а в период увеличения деловой активности, когда ускоряется рост производства, идет приток инвестиций, создаются рабочие места, безработица сокращается.
Но кроме проблем в экономике, которые снижают потребность в трудовых ресурсах, к росту безработицы может приводить еще ряд причин.
Технический прогресс. Внедрение нового оборудования, автоматизация и роботизация могут высвободить часть сотрудников. До появления персональных компьютеров в СМИ и издательствах работали наборщики текста, переносившие на печать рукописи авторов.
Рост зарплат и другие меры по улучшению условий труда. В США и Европе труд стоит дорого, а к рабочим местам предъявляются высокие требования, поэтому крупные корпорации открывают производственные площадки в Азии. Бизнесу от этого хорошо, рынку труда — не очень.
Демографический рост. Чем больше в стране молодой рабочей силы, тем острее конкуренция за рабочие места. Если новые вакансии не будут поспевать, безработица вырастет. Для России — неактуально.
Сезонные колебания спроса. Характерно для сельского хозяйства и туризма.
Существует несколько видов безработицы. Остановимся на каждом из них подробнее.
Фрикционная. К такой безработице относят случаи, когда человек добровольно решил уволиться и сейчас находится в поиске нового места. На Западе такое явление еще называют search unemployment — «поисковая безработица». Обычно она возникает, когда сотрудник ищет лучшие возможности трудоустройства или более высокую заработную плату.
К фрикционным безработным относят и выпускников вузов и ссузов, которые ищут свою первую работу, и домохозяек, решивших начать трудовую деятельность. В группе люди, занятые поиском нового места после того, как закрылась компания, где они работали прежде.
Один из способов борьбы с таким видом безработицы — простое распространение информации о существующих рабочих местах и специалистах, которые находятся в поиске работы. То есть нужно помочь работникам и работодателям найти друг друга.
Структурная. Эта форма вынужденной безработицы возникает, когда навыки работников не соответствуют требованиям работодателя.
Американские экономисты Кэмпбелл Макконнелл и Стэнли Брюотмечают, что такая ситуация часто становится следствием совершенствования технологий или изменений в структуре спроса на потребительские товары. Второй случай — когда люди перестают покупать товар, поэтому специалисты, которые были заняты его производством, оказываются невостребованными. В качестве примера можно привести грампластинки: они выпускались многомиллионными тиражами, а теперь популярны лишь в узком кругу аудиофилов.
Последствия влияния технологических изменений встречаются еще чаще. Это тот случай, когда инженер много лет чертил на кульмане, но теперь, чтобы быть востребованным на рынке труда, ему необходимо освоить «Автокад». Если технологические навыки специалиста устарели, то рано или поздно он пополнит ряды структурных безработных.
Иногда это не вопрос технического прогресса, а проблема неудачного выбора профессии. Например, человек изучал монгольский, но так и не смог найти применение своим знаниям в профессиональной сфере.
Также структурная безработица возникает при избытке на рынке труда специалистов одного профиля. В предыдущие десятилетия российские вузы выпускали бесчисленное количество юристов, экономистов и менеджеров, многие из которых закономерно остались без работы по профилю. Теперь аналогичная мода на — и это уже создает перекосы на рынке труда.
Устранение структурной безработицы сложнее: нужно заниматься переподготовкой кадров и выстраивать систему образования под потребности рынка труда.
Циклическая. Можно назвать ее классической безработицей — это ситуация, когда рабочих мест не хватает на всех желающих работать. Она характерна для экономических кризисов, сопровождаемых сокращениями людей, сворачиванием инвестиций и общим снижением деловой активности. Само название такой безработицы отсылает к цикличности экономического развития, когда периоды роста сменяются спадами.
В кризис спрос на большинство товаров и услуг падает, их производство сокращается — следовательно, требуется меньше работников. При циклической безработице число безработных превышает количество вакансий, поэтому часть людей все равно без работы, даже все открытые рабочие места были заполнены.
Если при фрикционной и структурной безработице вакансии есть, а для трудоустройства надо просто их найти или подстроиться под требования работодателя, то в случае с циклической все сложнее: как таковой работы для большого числа граждан просто нет. Бороться с такой безработицей непросто, для этого нужно увеличивать инвестиции в экономику и создавать новые рабочие места.
Аналогичная ситуация в строительной отрасли: в летние месяцы там занято больше людей, чем зимой. Еще один очевидный пример — сезонная работа в сельском хозяйстве. Во время весенних и осенних полевых работ труд земледельцев более востребован и лучше оплачивается.
Другая возможная причина — когда в стране недостаточно развита система информирования о вакансиях и профилях кандидатов, готовых приступить к тому или иному труду. С распространением интернет-сервисов по поиску работы эта проблема стала гораздо менее острой.
Маргинальная. Это безработица в среде слабо защищенных слоев населения, например людей с инвалидностью и представителей социальных низов. Иногда в ее состав включают и молодежную безработицу среди людей в возрасте
Что такое естественный и фактический уровень безработицы
Безработицу, которая вызвана естественными причинами, например демографией, миграцией или текучестью кадров, принято отличать от безработицы, обусловленной динамикой экономического роста.
Естественный уровень безработицы. Чтобы понять, что такое естественный уровень безработицы, надо представить идеальную картину, когда рабочие места есть для всех экономически активных граждан страны. Такая ситуация, которая еще называется полной занятостью, возможна, когда экономика находится в устойчивом состоянии. Но даже в этих идеальных для соискателей условиях безработица не будет нулевой, потому что люди не прикованы к работодателю и всегда склонны искать себе лучшую долю.
решил просто перейти на более оплачиваемую должность и сейчас находится в поисках такого места, то есть относится к фрикционным безработным. А понял, что ему надо взять паузу от работы, чтобы переучиться, повысить квалификацию — таких мы называем структурными безработными. Сумма таких фрикционных и структурных безработных по отношению ко всем экономически активным гражданам в ситуации полной занятости и составляет естественный уровень безработицы.
Фактический уровень безработицы включает в себя не только структурных и фрикционных, но и циклических безработных, то есть тех, кому не хватает рабочих мест их дефицита на рынке труда.
Когда в экономике полная занятость и циклической безработицы нет, то фактический уровень будет равен естественному. Но если в стране избыток рабочей силы и работы на всех не хватает, фактическая безработица будет выше естественной. Это признак экономического спада — рецессии.
Но и слишком низкая безработица сигнализирует о проблемах. Когда фактический уровень ниже естественного, то есть рабочих мест больше, чем желающих работать, это приводит к разгону инфляции и также замедляет экономический рост.