Правовые основы
возникновения министерства
Соседние файлы в предмете Страхование
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 августа 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Не следует путать с Рострудом — Федеральной службой по труду и занятости.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, качества и уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты, социального обслуживания и социального обеспечения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Основным
федеральным органом исполнительной
власти, проводящим
государственную политику и управление
в области труда,
занятости и социальной защиты населения,
является Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации.
Министерство
в своей деятельности руководствуется
Конституцией
Российской Федерации, Указами и
распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и решениями Правительства Российской
Федерации и Положением о Министерстве
труда и социального развития Российской
Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации
осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
орга-
нами
местного самоуправления, общественными
и иными объединениями,
а также другими организациями независимо
от их организационно-правовой формы.
В
соответствии с задачами, поставленными
перед министерством,
оно строит свою работу по разным
направлениям и осуществляет свои
функции в следующих областях: решение
комплексных
проблем социального развития; повышение
уровня жизни и доходов
населения; оплата труда; условия и охрана
труда; социальное партнерство в
трудовых отношениях; народонаселение;
занятость
населения; развитие кадрового потенциала;
социальное страхование; пенсионное
обеспечение; социальная защита населения;
социальное обслуживание населения;
государственная служба;
законодательство о труде, занятости и
социальной защите населения;
международное партнерство.
Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации возглавляет министр,
которого назначает и освобождает от
должности Президент Российской Федерации
по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации. Председатель Правительства
Российской Федерации несет персональную
ответственность
за выполнение возложенных на Министерство
труда и
социального развития задач и осуществление
им своих функций.
- Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ
- Заместители министра труда и социальной защиты РФ
- Министерство трудовых резервов СССР
- Органы исполнительной власти субъектов российской федерации
- Народный комиссариат труда РСФСР
- Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
- Министерство труда РСФСР
- Министерство труда Российской Федерации
- Государственный комитет СМ СССР по труду и социальным вопросам
- Подведомственные государственные фонды
- Государственный комитет СМ СССР по вопросам труда и заработной платы
- Министерство труда и социального развития Российской Федерации
- Министерство труда Временного правительства России
- мая 1917 года. 25 октября (7 ноября) 1917 года упразднено вместе с Временным правительством. Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам Образован 5 июля 1978 года на базе Государственного комитета СМ СССР по труду и социальным вопросам. 1 апреля 1991 года упразднён. На его базе образовано Министерство труда и социальных вопросов СССР. Министерство труда и социальных вопросов СССР Образовано 1 апреля 1991 года на базе Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Упразднено c 1 декабря 1991 на основании Постановления Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 года.
- Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам
- Министерство труда и социальных вопросов СССР
Создание Министерства труда и социальной защиты населения РФ
Главным принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечивать себя сам. Но везде живут люди, которые в силу определённых причин не могут сами позаботиться о себе. Это может произойти в силу их старости, немощности вызванной болезнью, одинокие женщины, многодетные семьи, нетрудоспособные люди которые нуждаются в лечении и уходе. Общество не может бросить их на произвол судьбы, а поэтому старается помочь и обеспечить их определёнными материальными благами. Для выполнения этих задач созданы и работают специальные государственные системы, ставящие своей основной задачей обеспечение материальными и иными социальными благами таких граждан. Каждый человек не должен забывать, что когда-нибудь он так же может оказаться в затруднительном положении, решению которого может помочь лишь общественная помощь.
Конституция РФ заключила в себе основные положения института социальной помощи: ст. 7. 1. » Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; ст. 7. 2 «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. »
Конституция установив основные положения данного института не дает более широкого объяснения существования, деятельности, развития государственных структур которые непосредственно занимаются вопросами социальной защиты населения нашей страны.
Министерство труда и социального развития было создано на довольно большой законодательной базе, приняв функции и полномочия сразу нескольких министерств. Структуру Министерства составил 11 департаментов: комплексного анализа и прогнозирования социального развития; условий и охраны труда; по вопросам государственной службы; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; народонаселения и политики занятости; по вопросам пенсионного обеспечения; по делам семьи, женщин и детей; по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по делам ветеранов и пожилых людей; трудоустройства населения.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23. 04. 97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
В 2004 году многие функции социальной защиты перейдут к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
федеральные
службы и агентства
Министерство
труда и социальной защиты Российской
Федерации
с
04.07.2015 Минтруд России осуществляет
следующие функции:
является
государственным заказчиком дополнительного
профессионального образования федеральных
гражданских служащих за пределами
территории РФ;
формирует
предметно-тематическое содержание
дополнительных профессиональных
программ, подлежащих освоению федеральными
гражданскими служащими за пределами
территории РФ, и перечень иностранных
государств, в которые федеральные
гражданские служащие направляются на
обучение по указанным программам, и
согласовывает их с Администрацией
Президента РФ и Аппаратом Правительства
РФ;
согласовывает
с Аппаратом Правительства РФ кандидатуры
федеральных гражданских служащих
федеральных министерств, руководство
деятельностью которых осуществляет
Правительство РФ, федеральных служб и
федеральных агентств, подведомственных
этим федеральным министерствам, а также
федеральных служб и федеральных агентств,
руководство деятельностью которых
осуществляет Правительство РФ,
рекомендуемые для направления на
обучение по дополнительным профессиональным
программам за пределы территории РФ;
согласовывает
с Администрацией Президента РФ кандидатуры
федеральных гражданских служащих,
рекомендуемые для направления на
обучение по дополнительным профессиональным
программам за пределы территории РФ, в
том числе кандидатуры, прошедшие
согласование с Аппаратом Правительства
РФ;
осуществляет
совместно с Аппаратом Правительства
РФ контроль качества дополнительных
профессиональных программ, освоенных
федеральными гражданскими служащими
за пределами территории РФ, а также
ведет учет федеральных гражданских
служащих, прошедших обучение за пределами
территории РФ по этим программам;
осуществляет
мониторинг исполнения государственных
заказов на дополнительное профессиональное
образование государственных гражданских
служащих субъектов РФ;
представляет
в I квартале года, следующего за отчетным,
в Правительство РФ доклад об итогах
исполнения государственных заказов на
дополнительное профессиональное
образование государственных гражданских
служащих субъектов РФ
с
27.11.2014 Минтруд России осуществляет
координацию деятельности по проведению
независимой оценки качества оказания
услуг организациями в сфере культуры,
социального обслуживания, охраны
здоровья и образования и общее методическое
обеспечение проведения указанной оценки
с
16.11.2013 Минтруд России осуществляет
обеспечение соблюдения требований
«Конвенции 2006 года о труде в морском
судоходстве» (Заключена в г. Женеве
23.02.2006), предусмотренных правилами 1.1
«Минимальный возраст», 1.4 «Подбор
и трудоустройство» (в части подбора
и трудоустройства российских граждан,
иностранных граждан и лиц без гражданства
для работы в составе экипажей морских
судов, плавающих под Государственным
флагом РФ), 2.1 «Трудовые договоры
моряков», 2.2 «Заработная плата»,
4.3 «Охрана здоровья, обеспечение
безопасности и предупреждение несчастных
случаев» (в части обеспечения
безопасности и предупреждения несчастных
случаев), 4.5 «Социальное обеспечение»
и 5.2 «Обязанности, связанные с
обеспечением рабочей силой»
с
01.09.2013 Минтруд России является
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти по регулированию,
контролю и надзору в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных
накоплений в части осуществления
деятельности по контролю за соблюдением
Пенсионным фондом РФ законодательства
РФ о формировании и об инвестировании
средств пенсионных накоплений, за
исключением функций по контролю за
Пенсионным фондом РФ, которые Федеральным
законом «Об инвестировании средств
для финансирования накопительной пенсии
в Российской Федерации» отнесены к
функциям Центрального банка Российской
Федерации
с
13.08.2013 Минтруд России является
государственным заказчиком повышения
квалификации федеральных гражданских
служащих, замещающих должности федеральной
государственной гражданской службы
категории «руководители», относящиеся
к главной группе, определенных
руководителем государственного органа,
лицом, замещающим государственную
должность РФ, либо представителем
указанных руководителя или лица,
осуществляющего полномочия нанимателя
от имени РФ по согласованию с Минтрудом
России
с
06.04.2013 Минтруд России осуществляет
государственное регулирование
деятельности негосударственных
пенсионных фондов по негосударственному
пенсионному обеспечению, обязательному
пенсионному страхованию и профессиональному
пенсионному страхованию в части
правоотношений между негосударственным
пенсионным фондом и участниками
негосударственного пенсионного фонда,
застрахованными лицами и их правопреемниками,
а также в части правоотношений, субъектом
которых является Пенсионный фонд РФ.
Минтруд
России осуществляет следующие функции:
а)
согласовывает программы федеральных
органов исполнительной власти по
профессиональному развитию федеральных
государственных гражданских служащих;
б)
определяет структуру государственного
заказа на дополнительное профессиональное
образование федеральных государственных
гражданских служащих и рассчитывает
объем его финансирования на основе
заявок федеральных государственных
органов на обучение по дополнительным
профессиональным программам федеральных
гражданских служащих в пределах
ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период;
в)
согласовывает с Администрацией Президента
РФ предложения об объеме финансирования
государственного заказа и о приоритетных
направлениях дополнительного
профессионального образования федеральных
гражданских служащих исходя из
перспективных целей и задач федеральных
государственных органов и вносит
указанные предложения в Правительство
РФ;
г)
согласовывает с федеральными
государственными органами изменение
количества федеральных гражданских
служащих, направляемых на обучение по
дополнительным профессиональным
программам, и объема бюджетных
ассигнований, предусмотренных на
финансирование такого обучения, в целях
уточнения проекта государственного
заказа на соответствующий год;
д)
согласовывает с Администрацией Президента
РФ проект государственного заказа (за
исключением части, касающейся федеральных
гражданских служащих федеральных
министерств, руководство которыми
осуществляет Правительство РФ, федеральных
служб и федеральных агентств,
подведомственных этим федеральным
министерствам, федеральных служб и
федеральных агентств, руководство
деятельностью которыми осуществляет
Правительство РФ);
е)
вносит в Правительство РФ не позднее
чем в 2-месячный срок со дня вступления
в силу федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период проект постановления
Правительства РФ о государственном
заказе на текущий год;
ж)
определяет содержание и осуществляет
закупку работ и услуг, связанных с
научно-методическим, учебно-методическим
и информационно-аналитическим обеспечением
дополнительного профессионального
образования в образовательных и научных
организациях, в порядке, установленном
законодательством РФ о контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд;
з)
является государственным заказчиком:
повышения
квалификации федеральных гражданских
служащих, замещающих должности федеральной
государственной гражданской службы
категории «руководители», относящиеся
к высшей группе;
повышения
квалификации федеральных гражданских
служащих по приоритетным направлениям
дополнительного профессионального
образования, проводимых в соответствии
с отдельными решениями Президента РФ
и Правительства РФ;
и)
осуществляет мониторинг исполнения
государственного заказа;
к)
представляет в I квартале года, следующего
за отчетным, в Правительство РФ доклад
об итогах исполнения государственного
заказа;
л)
вносит при необходимости в Правительство
РФ предложения об изменении экономических
нормативов стоимости образовательных
услуг в области дополнительного
профессионального образования федеральных
гражданских служащих в целях пересмотра
(индексации) действующих нормативов с
учетом уровня инфляции (потребительских
цен);
м)
осуществляет организационно-методическую
координацию реализации государственного
заказа в федеральных государственных
органах и государственных заказов на
дополнительное профессиональное
образование государственных гражданских
служащих субъектов РФ в государственных
органах субъектов РФ в целях обеспечения
единства требований к дополнительному
профессиональному образованию федеральных
государственных гражданских служащих
и государственных гражданских служащих
субъектов РФ;
н)
осуществляет сбор и обобщение сведений
об итогах исполнения государственными
органами субъектов РФ государственных
заказов на дополнительное профессиональное
образование государственных гражданских
служащих субъектов РФ.
Ранее
уполномоченным органом являлся
преобразованный Минздравсоцразвития
России.
Минтруду
России переданы полномочия
Минздравсоцразвития
России по определению порядка установления
факта недостоверности сведений,
представленных для исчисления денежных
сумм в возмещение вреда, причиненного
здоровью в связи с радиационным
воздействием вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
Минтруду
России переданы полномочия
Минздравсоцразвития
России по определению порядка и условий
оформления и выдачи удостоверений
гражданам из числа лиц, подвергшихся
воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС,
указанных в пунктах 1 — 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме
граждан, проходивших военную службу в
зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом) части
первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N
1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС».
На
Минтруд России возложены в соответствии
с Конвенцией Международной организации
труда N 179 о найме и трудоустройстве
моряков функции компетентного органа,
уполномоченного издавать акты, имеющие
обязательную силу в отношении найма и
трудоустройства российских граждан,
иностранных граждан и лиц без гражданства
для работы в составе экипажей морских
судов, плавающих под Государственным
флагом РФ
с
05.02.2013 Минтруд России с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений устанавливает тождественность
наименований должностей, профессий и
специальностей, содержащихся в Едином
тарифно-квалификационном справочнике
работ и профессий рабочих, Едином
квалификационном справочнике должностей
руководителей, специалистов и служащих,
наименованиям должностей, профессий и
специальностей, содержащихся в
профессиональных стандартах
с
29.11.2012 Минтруд России осуществляет в
целях государственной поддержки
инновационной деятельности в установленных
сферах деятельности следующие полномочия:
а)
предоставление информационной поддержки;
б)
предоставление консультационной
поддержки, содействие в формировании
проектной документации;
в)
формирование спроса на инновационную
продукцию;
д)
реализация целевых программ, подпрограмм
и проведение мероприятий в рамках
государственных программ РФ;
22.05.2012
образовано Министерство труда и
социальной защиты Российской Федерации
(Минтруд России) в связи с преобразованием
Минздравсоцразвития
России.
Министерству
труда и социальной защиты Российской
Федерации переданы функции:
—
по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере демографии, труда,
уровня жизни и доходов, оплаты труда,
пенсионного обеспечения, включая
негосударственное, социального
страхования, условий и охраны труда,
социального партнерства и трудовых
отношений, занятости и безработицы,
трудовой миграции, альтернативной
гражданской службы, государственной
гражданской службы (кроме вопросов
оплаты труда), социальной защиты и
социального обслуживания населения, в
том числе социальной защиты семьи,
женщин и детей, опеки и попечительства
в отношении совершеннолетних недееспособных
или не полностью дееспособных граждан,
а также оказания протезно-ортопедической
помощи, реабилитации инвалидов, проведения
медико-социальной экспертизы.
В
ведении Минтруда России находится:
—
Федеральная служба
по труду и занятости.
На
Минтруд России возложена координация
деятельности:
—
Пенсионного фонда Российской Федерации
(ПФР);
—
Фонда социального страхования Российской
Федерации (ФСС
РФ)
Федеральная
служба по труду и занятости
с
27.08.2015 Роструд осуществляет создание
информационно-аналитической системы
Общероссийская база вакансий «Работа
в России», ее формирование, ведение
и модернизацию
с
17.07.2015 Роструд осуществляет создание и
ведение реестра объединений работодателей
06.04.2013
Роструду переданы полномочия ФМБА
России по осуществлению мер социальной
поддержки в части выплаты единовременных
пособий потерпевшим, свидетелям и иным
участникам уголовного судопроизводства,
в отношении которых в установленном
порядке принято решение об осуществлении
государственной защиты
с
22.05.2012 Роструд находится в ведении
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (Минтруд
России).
Роструду
переданы функции по надзору в сфере
социальной защиты населения, которые
ранее осуществлялись преобразованным
Росздравнадзором
с
12.03.2004 образована Федеральная служба
по труду и занятости (Роструд).
—
функции по контролю и надзору и функции
по оказанию государственных услуг
упраздненного Минтруда
России
Заместители министра труда и социальной защиты РФ
Образован 6 июля 1923 года.
23 июня 1933 года объединён с ВЦСПС. 10 сентября 1933 года упразднён.
Министерство трудовых резервов СССР
Образовано 15 мая 1946 года на базе Главного управления трудовых резервов при СМ СССР и Комитета по учёту и распределению рабочей силы.
15 марта 1953 года объединено с Министерством кинематографии СССР, Министерством высшего образования СССР и Комитетом по делам искусств при СМ СССР в одно — Министерство культуры СССР.
Органы исполнительной власти субъектов российской федерации
В
различных регионах, субъектах Российской
Федерации органы
социальной защиты населения области,
края называются по-разному,
например, Департаменты, Управления,
Отделы, Комитеты, Министерства, но
основные задачи и функции этих органов
одинаковые.
Органы
социальной защиты населения области,
края находятся
в двойном подчинении — подчиняются
администрации области,
края, а также Министерству труда и
социального развития Российской
Федерации. На примере Департамента по
социальной защите населения Краснодарского
края рассмотрим основные задачи
Департамента, его структуру.
Департамент,
подведомственные ему предприятия,
учреждения, организации,
а также территориальные органы социальной
защиты
населения образуют единую краевую
государственную систему социальной
защиты населения, обеспечивающую
государственную поддержку
семьи, пожилых граждан, ветеранов и
инвалидов, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, развитие
системы
социальных служб, реализацию государственной
политики в области
пенсионного обеспечения и трудовых
отношений.
Департамент
является юридическим лицом, имеет
самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в
учреждениях банков, печать
с изображением государственного герба
Российской Федерации и своим
наименованием, а также соответствующие
печати, штампы
и бланки.
Народный комиссариат труда РСФСР
Образован 26 октября (8 ноября) 1917 года.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
Образовано 21 мая 2012 года на базе Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636
«О структуре федеральных органов исполнительной власти»).
Министерство труда РСФСР
Образовано 14 июля 1990 года на базе Государственного комитета РСФСР по труду (Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1).
10 ноября 1991 года преобразовано в Министерство труда и занятости населения РСФСР.
Министерство труда Российской Федерации
Образовано 14 июня 1992 года на базе Министерство труда и занятости населения РФ (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года № 627).
14 августа 1996 года упразднено. Функции переданы Министерству труда и социального развития РФ.
До 1996 года существовали:
В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.
В 2004 году Министерство труда и социального развития РФ было объединено с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.
Государственный комитет СМ СССР по труду и социальным вопросам
Образован 17 августа 1976 года на базе Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы.
5 июля 1978 года переименован в Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам.
Подведомственные государственные фонды
Образовано 10 ноября 1991 года на базе Министерства труда РСФСР и Государственного комитета РСФСР по занятости населения (Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 года № 187).
Государственный комитет СМ СССР по вопросам труда и заработной платы
Образован 24 мая 1955 года.
17 августа 1976 года преобразован в Государственный комитет СМ СССР по труду и социальным вопросам.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Образовано 14 августа 1996 года на базе упразднённых Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости России (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1177).
9 марта 2004 года упразднено (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314). Функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
Министерство труда Временного правительства России
Образовано 5
мая 1917 года.
25 октября (7 ноября) 1917 года упразднено вместе с Временным правительством.
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам
Образован 5 июля 1978 года на базе Государственного комитета СМ СССР по труду и социальным вопросам.
1 апреля 1991 года упразднён. На его базе образовано Министерство труда и социальных вопросов СССР.
Министерство труда и социальных вопросов СССР
Образовано 1 апреля 1991 года на базе Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.
Упразднено c 1 декабря 1991 на основании Постановления Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 года.