СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2021 года; проверки требуют 13 правок.

Социальная защита — это определённая система мер, предпринимаемых государством, направленных на обеспечение и защиту конституционных прав человека и минимальных гарантий в независимости от возраста, пола и национальности.

Забить и найти эксперта по ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Основные направления социальной политики России – это приоритетные векторы внутренней политики государства в социально-экономической сфере, разрабатываемые и реализуемые на основании конституционных и законодательных гарантий, призванных смягчить диспропорции в экономическом плане между отдельными слоями российского общества, обеспечить благосостояние населения, удовлетворить его духовные и материальные потребности и пр.

Содержание
  1. Методы современной социальной политики
  2. Характеристика основных направлений социальной политики России в современных условиях
  3. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
  4. Структура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  5. Библиографическое описание
  6. Законодательная база социальной политики России в современных условиях
  7. Государственная социальная политика
  8. История развития социальной помощи в России
  9. Приоритеты Российского государства как социального государства в условиях трансформации экономики
  10. Объекты социальной защиты
  11. Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства
  12. Специфика социальной политики России в современных условиях
  13. Стратегия и приоритеты социальной политики
  14. Форма социальной защиты
  15. Формы реализации социальной политики
  16. Формы социальной защиты
  17. Формы социального страхования

Методы современной социальной политики

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

Характеристика основных направлений социальной политики России в современных условиях

Уровень социально-экономического развития государства и отдельных территорий, его образующих, определяется степенью реализации социально-экономических прав граждан, то есть уровнем благосостояния населения, удовлетворенности его духовных и материальных потребностей, а также наличием среды для эффективной реализации правового статуса личности в экономической, культурной, образовательной, медицинской, экологической и иных сферах общественной жизни.

Очевидно, что простое провозглашение государства социальным, закрепление в Конституции основных прав и свобод личности, а также конституционных гарантий их обеспечения, не делает государство социальным в подлинном смысле слова. Социальное государство является только в том случае, если эффективно разрабатывает и реализует социальную политику.

В современных условиях экономической нестабильности, как внутри страны, так и на мировом пространстве, Россия ориентирована на установление дополнительных гарантий обеспечения социально-экономических прав населения. Такие гарантии государство устанавливает и реализует в отношении наиболее уязвимых с социальной точки зрения категорий населения, например, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья, многодетных семей и пр., а также в отношении лиц, которые в силу профессиональной деятельности реализует публично-правовые полномочия, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и пр.

В качестве приоритетных направлений социальной политики России в современных условиях можно выделить:

Не понимаешь, как писать работу?

Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Приоритетными направлениями в настоящее время являются:

1. Реализация эффективной демографической политики

2. Повышение экономической активности населения, развитие трудовых отношений и рынка труда

3. Развитие пенсионной системы

4. Модернизация системы социальной поддержки граждан

а) Развитие системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и внедрение системы социальных контрактов

б) Модернизация социального обслуживания населения

в) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов

5. Повышение эффективности системы государственного управления

а) Противодействие коррупции

б) Реформирование и развитие гражданской службы.

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Структура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время Министерство возглавляет Топилин Максим Анатольевич, имеющий четырех заместителей:

— Блинова Татьяна Викторовна

— Вовченко Алексей Витальевич

— Ельцова Любовь Юрьевна

— Пудов Андрей Николаевич.

Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:

1) Департамент комплексного анализа и прогнозирования;

2) Департамент демографической политики и социальной защиты населения;

3) Департамент по делам инвалидов;

4) Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;

5) Департамент условий и охраны труда;

6) Департамент занятости населения;

7) Департамент пенсионного обеспечения;

8) Департамент развития социального страхования;

9) Департамент развития государственной службы;

10) Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;

11) Финансовый департамент.

Следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

1) Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);

2) Пенсионного фонда РФ (ПФР);

3) Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Министерство имеет подведомственные организации:

— федеральные государственные бюджетные учреждения

-федеральные государственные казенные учреждения

-федеральные государственные унитарные предприятия.

Также Министерство в своем составе имеет совещательные и координационные органы:

1) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов;

2) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;

3) Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы.

Министерство имеет научно- исследовательские институты, учебные заведения (НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны труда); издает несколько журналов — «Человек», «Труд», «Российский демографический журнал», «Пенсия».

Библиографическое описание

Смирнова, А. А. Основные задачи социальной политики в России на современном этапе становления рыночной экономики / А. А. Смирнова, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 211-212. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20122/ (дата обращения: 23.12.2023).

Переход российской экономики с плановой системы на рыночные отношения вызвал изменение материальных, социальных, демографических, политических и духовных условий жизнедеятельности различных социальных групп, появились новые стратегии поведения субъектов хозяйствования, качеству жизни населения и целевым программам государственного развития.

Трансформационные преобразования, затронувшие все сферы жизни российского общества, оказали существенные изменения в социально–экономических и политических процессах российской действительности. В декабре 1993 г. Была принята Конституция РФ, которая определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В настоящее время, социальная политика государства направлена на поддержание социальной стабильности в обществе. Целью социальной политики, является формирование в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей и достойное качество жизни населения.

Более широкий подход к целям социальной политики относят:

—                   Максимальное сохранение интеллектуального, физического, духовно-этического потенциала социальной защиты РФ;

—                   Развитие и стимулирование потенциала трудовой активности и трудовой мотивации в соответствие с требованиями конкурентного рынка, законодательной базы страны и на этой основе создания базы для воспроизводства «человеческого капитала» России;

—                   Формирование социальных институтов и социально-экономических условий для реализации гражданами и социальными группами населения своих прав и свобод, удовлетворения потребностей и интересов, проявления своей активности и самореализации;

—                   Становление гражданского общества, эффективной экономики и демократических ценностей.

К функциям социальной политики принято относить:

—                   Формирование социальной безопасности и социальной устойчивости общества;

—                   Обеспечение легитимности власти;

—                   Формирование справедливого распределения экономических ресурсов и материальных благ;

—                   Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности населения;

—                   Формирование системы, удовлетворяющей запросам населения.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основными законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, является:

1.                  Конституция Российской Федерации;

2.                  Семейный кодекс Российской Федерации;

3.                  Гражданский кодекс Российской Федерации;

4.                  ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442;

5.                  ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178;

6.                  ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

—                   обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

—                   принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

—                   разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

—                   обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

—                   принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

—                   содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

—                   взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

—                   разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

По указу Президента РФ должны быть реализованы такие мероприятия, как:

—                   увеличение к 2018 году реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза;

—                   доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

—                   повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений профессионального высшего образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

—                   увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

—                   создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

—                   повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций.

1.                  Социальная политика: учебник для бакалавров / С. И. Самыгин, И. А. Янкина, А. Н. Рачипа. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 214 с

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, заработная плата, социальная политика, реализация, соответствующий регион, социальное обеспечение.

МРОТ вырос на 5,5%
С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырос на 5,5% и составил 12792 рубля. М РОТ впервые превысил прожиточный минимум для трудоспособного населения. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, размер прожиточного минимума в России установлен в размере 11653 рубля (рост на 3,7%). Прожиточный минимум для детей составляет 11303 рубля, для пенсионеров — 10022 рубля.

На сколько повышаются пенсии
С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров индексируются на 6,3%. Это выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости составит 17443 рубля.

Важно подчеркнуть, что в результате индексации прибавка у каждого пенсионера будет индивидуальная, и зависит она от размера получаемой пенсии. Например, если страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера на конец 2020-го составляла 10806 рублей, то после индексации она увеличится на 681 рубль и составит 11487 рублей. Если страховая пенсия по старости на конец года составляла 17522 рубля, то после индексации она увеличится на 1104 рубля и составит 18626 рублей.

Социальные пенсии проиндексируют на 2,6%. Пенсионный коэффициент увеличен на 6,3%

Одновременно с выплатами действующим пенсионерам в новом году повышаются пенсионные права будущих пенсионеров. Это происходит через увеличение на 6,3% стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты, исходя из которых складывается страховая пенсия. Стоимость коэффициента в январе повышается с 93 рублей до 98,86 рубля, а размер фиксированной выплаты — с 5686,25 до 6044,48 рубля.

О ежемесячных выплатах из средств маткапитала
До 1 марта 2021 года продлен беззаявительный порядок назначения ежемесячных выплат из средств материнского капитала. Напомним, существует правило, согласно которому заявление и документы о доходах нужно подать трижды, так как выплата назначается на срок до достижения ребенком возраста 1 год, 2 года, а затем 3 года. По новому закону выплаты будут осуществляться без подачи документов. При наличии контактной информации территориальные органы ПФР связываются с семьями и составляют акт согласия на продление ежемесячной выплаты из материнского капитала.

Стоит отметить, если обращение за ежемесячной выплатой происходит впервые, то потребуется представить данные о доходах в клиентскую службу Пенсионного фонда.

Размер ежемесячной выплаты в Татарстане составляет 9373 рубля. Право на ее получение имеют семьи, постоянно проживающие на территории РФ, если:

— второй ребенок и мама — граждане Российской Федерации;

— второй ребенок появился в семье с 1 января 2018 года;

— размер дохода на одного члена семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения (20170 рублей), установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал прошлого года.

Заявление на ежемесячную выплату из материнского капитала можно подать на сайте ПФР в личном кабинете, а также по предварительной записи в управлении ПФР или МФЦ.

Дистанционку узаконили
С 1 января 2021 года вступил в силу закон об особенностях дистанционной работы. Он предусматривает, в частности, что удаленная работа не может являться поводом для снижения зарплаты при сохранении объема работы. Законодательно устанавливаются нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.

Для дистанционных работников скорректировали перечень оснований для увольнения — их смогут увольнять за невыход на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины.

О здоровье на вредных производствах
Весной 2021 года в России планируется запуск пилотного проекта по организации профилактики профессиональных заболеваний и системы мониторинга состояния здоровья работников. Соответствующий проект постановления правительства РФ представлен на общественное обсуждение.

По информации пресс-службы Министерства труда и социальной защиты РФ, предлагается проводить профилактические наблюдения и мониторинг здоровья работников тех профессий, для которых характерны профессиональные заболевания вследствие неблагоприятного воздействия производственных факторов. Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством транспорта РФ разработали пилотный проект, который должен охватить работников авиационного и железнодорожного транспорта.

Проект подготовлен в рамках совершенствования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Реализация пилотного проекта и его дальнейшее масштабирование позволят отработать новые подходы для сохранения здоровья работников и продления их трудовой жизни.

Электронный сертификат для инвалидов
Подписан и опубликован федеральный закон о внедрении электронного сертификата. С помощью такого сертификата гражданин с инвалидностью сможет приобрести необходимое техническое средство реабилитации (ТСР) с подходящим именно ему функционалом.

Закон о приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата вступает в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, то есть осенью 2021 года.

Первоначальным этапом запланировано использование электронного сертификата для обеспечения граждан с инвалидностью серийными техническими средствами реабилитации (ТСР), а в дальнейшем — и в отношении изделий индивидуального изготовления, то есть граждане смогут использовать электронный сертификат для приобретения сделанных на заказ протезов и других средств реабилитации.

Действующим законодательством предусмотрены два механизма обеспечения ТСР: в натуральном виде и в форме компенсации за самостоятельно приобретенное средство. Электронный сертификат будет дополнять имеющиеся механизмы: то есть у гражданина появится дополнительная альтернатива — получить изделие в Фонде социального страхования, купить за собственные средства и дождаться компенсации или воспользоваться электронным сертификатом сразу при покупке.

При реализации модели электронного сертификата к карте «Мир» будет привязана сумма компенсации за конкретное ТСР, необходимое гражданину. Использовать сертификат можно будет как в магазинах, так и для покупок онлайн. Потратить деньги по сертификату можно только целевым образом — именно на то ТСР, которое предписано гражданину. Об этом сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты РФ.

Новый формат социальной поддержки
В России начинает работу социальное казначейство.

— Социальное казначейство — это не отдельная мера, а новый формат взаимодействия государства и гражданина при назначении мер социальной поддержки. Он предполагает адресную, комплексную и простую в получении помощь. Государство обладает достаточным набором данных и технологий, чтобы не заставлять гражданина собирать справки.

В течение 2021 года перечень жизненных событий, при наступлении которых человеку придет информация о доступных ему мерах поддержки, будет расширен, — рассказал в интервью «Интерфаксу» министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков.

По словам министра, работу социального казначейства в полномасштабном режиме планируется запустить к 2025 году. Переход к этой системе будет постепенным. Уже в первом полугодии 2021 года опекуны и законные представители получат возможность оформлять меры социальной поддержки для подопечных в электронном виде — то есть в своем кабинете на портале государственных услуг.

С 2021 года граждане будут получать выплаты по больничному листу из Фонда социального страхования напрямую, а с 2022 года все больничные листы станут электронными.

До конца 2021 года запланирован переход на электронный документооборот с учреждениями здравоохранения, а это значит, что временный дистанционный порядок признания инвалидности станет постоянным.

Все центры занятости будут переведены на единую цифровую платформу. Это поможет им стать современными HR-агентствами, чтобы эффективно помогать соискателям и работодателям найти друг друга.

По материалам газеты «Казанские ведомости»

Законодательная база социальной политики России в современных условиях

Глава государства в послании к парламенту Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что цель внутренней политики Российского государства – это обеспечение благосостояния людей, преумножение человеческого капитала, потому все усилия публичного управления должны быть направлены на поддержание семьи и традиционных ценностей, демографической программы, обеспечения экологического благосостояния, а также здоровья людей, развития культурно-образовательной сферы и др.

Очевидно, что провозглашение необходимости обеспечения благосостояния населения, его прав на здоровье и безопасную экологическую среду в полной мере соответствует конституционным положениям, закрепляющим социальный характер Российского государства в качестве основ его политического устройства.

В соответствии с положениями Основного закона страны устанавливаются приоритетные направления федеральной политики и на их основе разрабатываются и реализуются специальные федеральные программы в сфере социального обеспечения и развития в России. Перечисленные полномочия в социальной сфере отнесены к ведению Федерации в соответствии с конституционными положениями.

В качестве объектов совместного управления Федерации и регионов Конституцией страны рассматриваются:

«Основные направления социальной политики России в современных условиях» 👇

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти.
Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

История развития социальной помощи в России

В Советском Союзе реализация социальной защиты заключалась в организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению нетрудоспособных граждан, других лиц которые нуждаются в помощи за счёт общественных фондов потребления. Данные фонды были частью национального дохода социалистического общества и были использованы вместе с оплатой по труду для удовлетворения потребностей населения. Источниками данных фондов были средства государственного бюджета, а также предприятий и общественных организаций. То есть по средствам общественных фондов потребления государство осуществляло воздействие на формирование структуры доходов и потребления, целью чего было создание равных условий для различных социальных групп, слоёв и классов, и для содержание нетрудоспособных.

Средства из общественных фондов потребления были предоставляемых населением в виде денежных выплат, а также в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия и стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось лечение, обучение, общественное воспитание детей.

Руководство социальным обеспечение в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный совет СССР осуществлял деятельность по принятию законов, касающихся вопросов социального обеспечения. На основании данных законов совет министров СССР издавал постановления, которые регламентировали порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением осуществляли союзные автономные республики.

Образование рыночных отношений в России привело к обострению социальных проблем, породивших безработицы и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности.

Приоритеты Российского государства как социального государства в условиях трансформации экономики

Российская Федерация — это социальное государство, в обязанности которого входят создание благоприятного пространства общественных возможностей, которые защищены от какого-либо произвола. Воздействие государства на социальную защиту осуществляется через социальную политику, которая рассматривается как совокупность принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых как государственными, так и негосударственными органами, а также организации и учреждениями, которые направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения. То есть социальных политика реализуется путём организации взаимоотношений элементов систем государственного управления социальной защиты, которая приводит к сохранению или изменению социального положения социального положения населения в целом или определённых его классов, слоёв, общностей. В Конституции Российской Федерации сказано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, установлено обеспечение со стороны государства семей, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Объекты социальной защиты

К объектам социальной защиты в Российской Федерации относятся:

4) Многодетные семьи

5) Малообеспеченные граждане

7) Инфицированные ВИЧ

9) Граждане, которые не имеют постоянного места жительства

10) Лица, получившие инвалидность в Великой Отечественной войне, а также семьи погибших по причине войны

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Исходя из этого, в рабочей группе под руководством глав субъектов Российской Федерации созданы подгруппы по следующим направлениям: «Стимулирование рождаемости», «Миграция как демографический ресурс», «Снижение уровня бедности», «Система долговременного ухода как механизм, влияющий на демографическую ситуацию», «Влияние необходимости ведения здорового образа жизни на демографические показатели».

В заседании рабочей группы приняли участие Министр труда и социальной защиты Максим Топилин Топилин Максим Анатольевич Министр труда и социальной защиты , главы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие вопросы социальной политики, представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных и экспертных организаций.

С 2020 года начнется трехлетняя программа, которая должна развить два важных направления. Прежде всего, это укрепления фундамента любой страны – экономики. И во-вторых, государство решило выполнить все свои социальные обязательства. Для того, чтобы стабилизировать российскую экономику, необходимо создать условия, при которых на нее минимально будут воздействовать внешние негативные факторы. Подобный план действий был осуществлен в 2008-2009 годах, когда весь мир был подвержен кризису и в 2014 году с началом санкций. Социальная и финансовая защита россиян будет обеспечена Фондом национального благосостояния, который впервые за время своего существования получит 7% от ВВП РФ.

Предполагается, что в этот период будет положено начало ежегодного повышения заработных плат на 2% — 3%. Пенсионеры получат надбавки к выплатам, которые должны стать в два раза больше, чем прожиточный минимум в России. Правительство продумало и методы, которые будут задействованы для того, чтобы получить достаточное финансирование для реализации социальной политики. Для этого будет увеличено финансирование регионов, но целевые средства пойдут на развитие стратегических промышленных проектов.

Особенностью формирования бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» является изменение механизма финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, имеющим детей, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Начиная с 2014 года, бюджетные ассигнования на указанные выплаты предусмотрены в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (ранее ассигнования предусматривались в виде межбюджетного трансферта Фонду социального страхования Российской Федерации). На предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения указанных выплат в законопроекте предусмотрено в 2014 году 63 943,7 млн. рублей, в 2015 году 66 768,0 млн. рублей, в 2020 году 69 953,7 млн. рублей.

выплату компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву в 2014 году на 15 612,1 млн. рублей, в 2015 году на 16 453,2 млн. рублей, в 2020 году на 1 985,6 млн. рублей в связи с увеличением численности получателей;

• по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Специфика социальной политики России в современных условиях

Социальная политика России в современных условиях характеризуется рядом специфических черт:

Названные особенности социальной политики России отвечают обязанности России как социального государства сформировать необходимую правовую, организационную, экономическую среду для наиболее полного осуществления гражданами собственных прав, которые позволяют им на должном уровне удовлетворять свои потребности и развиваться.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве приоритетов социальной политики можно выделить:

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

К задачам социальной политики относятся:

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Форма социальной защиты

Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Формы социальной защиты

Существует три формы социальной защиты:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории лиц из средств государственных фондов и бюджетов.

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях :

1) Политическая — данная функция выражается в поддержании социальной стабильности в обществе в котором разные слои населения подвержены разному материальному обеспечению;

2) Экономическая — данная функция основана на замещении основного заработка, утраченного из-за нетрудоспособности, а также по причине возраста или потере кормильца, частичном возмещении расходов по причине наступления определённого жизненного обстоятельства, и осуществления финансовой помощи малоимущим лицам;

3) Демографическая — данная функция выражена в стимуляции воспроизводства народа населения;

4) Социально-реабилитационная — данная функция заключается в восстановлении статуса в обществе нетрудоспособных граждан и других для того чтобы данные лица чувствовали себя полноценными членами общества;

5) Профилактическая — данная функция направлена на предотвращение возникновения несчастных случаев, то есть конкретных социально рисковых ситуаций;

Социальное страхование — это система поддержки нетрудоспособных граждан за счёт средств государственного страхового фонда, то есть это механизм реализации социальной политики государства.

Государственное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется органами законодательной и исполнительной власти деятельность которых заключается в формировании государственного бюджета и его расходов, то есть все пособия и льготы, которые предназначены для населения устанавливаются законодательными и нормативными актами.

Формы социального страхования

1) Государственное социальное страхование — это обязательное, формирующееся из налогов, отчисляемых всеми трудоспособными гражданами, то есть в обязанности работодателя входят удерживание с каждого своего работника налогов, которые направлены в фонд социального страхования. Деятельность государственного страхования направлена не только на финансирование пенсий пожилым людям, инвалидам, но и также на финансирование декретных выплат, пособий на детей и пенсий детям, лишенных кормильцев.

2) Коллективное социальное страхование — в отличие от государственного, его объектом является трудовой коллектив, профсоюз и т. д. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счёт работников и работодателей.

3) Смешанное социальное страхование — это проекты которые государство реализует вместе с профсоюзами.

Социальная помощь — это предоставление определённым категориям граждан, которые указаны Федеральным законом, социальных пособий, социальных услуг и других жизненно необходимых товаров.

Виды социальной помощи: социальное пособие, субсидия малоимущим гражданам, компенсация.

1) Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе конкретной денежной суммы лицам за счёт средств из бюджета;

2) Субсидия — это оплата материальных благ, имеющих целевое назначение и предоставляемых гражданам;

3) Компенсация — данный вид социальной помощи направлен на возмещение расходов, осуществляемых определёнными категориями лиц.

Оцените статью
Минтруд России