- ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
- МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
- ФНС РОССИИ
- МИНТРУД РОССИИ
- МИНЗДРАВ РОССИИ
- СФР
- Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
- Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)
- С изменениями и дополнениями от
- Изменения в ТК РФ
- Изменения в СОУТ 2024
- Изменение в организации медосмотров
- Внедрение Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве (ЕГИС)
- Где подготовить специалиста по охране труда?
- Дополнительные изменения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Проект Постановления Правительства РФ
«О введении временного запрета на вывоз риса и крупы рисовой из Российской Федерации»
(по состоянию на 28.11.2023)
(подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 01/01/11-23/00143934)
Планируется установить с 1 января по 30 июня 2024 г. включительно временный запрет на вывоз риса (код 1006 единой ТНВД ЕАЭС) и крупы рисовой (код 1103 19 500 0 единой ТНВД ЕАЭС) из России.
«Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году»
(подготовлен Минпросвещения России, ID проекта 01/01/11-23/00143916)
Устанавливаются особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2024 г.
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 317»
(по состоянию на 27.11.2023)
(подготовлен ФАС России, ID проекта 02/07/11-23/00143899)
— уточнение порядка определения индикативного тарифа на транспортировку нефти, добытой на месторождениях им. Р. Требса и А. Титова, путем изменения коэффициента перевода из барреля в метрическую тонну нефти в виде фиксированного значения, равного 7,3, по аналогии с закрепленным значением в ч. 2 ст. 333.46 НК РФ;
— замена расчетных котировок на цену нефти сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья, механизм определения которой закреплен в ч. 3 ст. 342 НК РФ.
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оборота молочной продукции и упакованной воды, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
(по состоянию на 24.11.2023)
(подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 02/07/11-23/00143884)
Планируется продлить до 01.09.2024 отсрочку по подаче сведений о выводе из оборота молочной продукции и упакованной воды и передаче соответствующих сведений в информационную систему маркировки для предприятий, приобретающих указанную продукцию для использования для собственных нужд (в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей)).
«О внесении изменений в Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения»
(подготовлен Минэнерго России, ID проекта 02/07/11-23/00143861)
Закрепляется порядок определения в ценовых зонах теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям.
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527»
(подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/07/11-23/00143840)
В целях повышения безопасности организованных перевозок групп детей автобусами устанавливаются дополнительные требования к водителям, допускаемым к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей.
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 303»
(подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/11-23/00143876)
В связи с продлением на период с 01.01.2024 по 30.06.2024 включительно тарифной квоты на вывоз с территории РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС отходов и лома черных металлов планируется продлить до 31.12.2024 срок действия Постановления Правительства РФ от 22.02.2023 N 303.
В новой редакции предлагается изложить перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС отходов и лома черных металлов (коды ТН ВЭД ЕАЭС 7204 10 000 0, 7204 30 000 0, 7204 41 100 0, 7204 41 910 0, 7204 41 990 0, 7204 49 100 0, 7204 49 300 0, 7204 49 900 0 и 7204 50 000 0).
«Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров»
(по состоянию на 23.11.2023)
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/07/11-23/00143823)
Утверждаются Правила, устанавливающие порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки производителями товаров, импортерами товаров, а также порядок осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.
«О применении в 2024 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)»
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/07/11-23/00143815)
Определяется, что в 2024 г. применяется ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), установленная в 2018 — 2023 гг., в размере 95 руб. за тонну.
«Об особенностях государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на иммунобиологические лекарственные препараты (за исключением вакцин) и лекарственные препараты, полученные из крови, плазмы крови человека, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»
(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/07/11-23/00143802)
Предлагается установить, что государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на иммунобиологические лекарственные препараты (за исключением вакцин) и лекарственные препараты из крови, плазмы крови человека, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с требованиями к государственной регистрации предельных отпускных цен на референтный лекарственный препарат, установленными Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. N 203»
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/11-23/00143811)
Закрепляется требование о включении в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, положений о проведении мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, обеспечивающего своевременное принятие и исполнение обязательств, необходимых для достижения значений результатов предоставления субсидий.
«Об особенностях размещения в 2024 году средств Фонда национального благосостояния, о приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
(подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/11-23/00143809)
Проект подготовлен в целях создания правовых оснований для финансирования в 2024 г. за счет средств ФНБ приоритетных самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также для осуществления «антикризисных» инвестиций путем размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, не связанные с финансированием проектов, и на депозитах в Госкорпорации развития «ВЭБ. РФ» вне зависимости от объема ликвидных активов ФНБ (средства на депозитах и банковских счетах в Банке России).
В целях приведения нормативных правовых актов Правительства РФ в соответствие с Бюджетным кодексом РФ планируется внести изменения в ряд актов Правительства РФ по вопросам исполнения бюджетов.
«О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680»
(подготовлен Минстроем России, ID проекта 01/01/11-23/00143808)
Предлагается продлить до 31.1.2024 срок действия Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».
(подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/11-23/00143798)
Проектом предлагается продлить до 31.08.2024 срок перехода к выполнению участниками оборота продукции для собственных нужд правил маркировки средствами идентификации молочной продукции и упакованной воды.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
Проект Приказа Минэкономразвития России
«Об утверждении примерной формы перспективного плана развития особой экономической зоны и формы плана обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории»
(подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/11-23/00143887)
В соответствии с п. 6 ч. 8 и ч. 9 ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» утверждаются:
— примерная форма перспективного плана развития ОЭЗ;
— форма плана обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
«Об утверждении формы и порядка заключения, изменения и расторжения инвестиционного соглашения о развитии виноградарства и виноделия»
(подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/11-23/00143885)
Проектом предлагается утвердить:
— форму инвестиционного соглашения о развитии виноградарства и виноделия;
— порядок заключения, изменения и расторжения инвестиционного соглашения о развитии виноградарства и виноделия.
ФНС РОССИИ
Проект Приказа ФНС России
«Об утверждении формы уведомления о перерасчете уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму указанных в пункте 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации страховых платежей (взносов) и пособий»
(подготовлен ФНС России, ID проекта 01/02/11-23/00143856)
В связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» утверждается форма уведомления о перерасчете уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму указанных в п. 12 ст. 346.51 НК РФ страховых платежей (взносов) и пособий.
МИНТРУД РОССИИ
Проект Приказа Минтруда России
«Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам»
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/08/11-23/00143709)
Утверждаются требования, регламентирующие порядок размещения, хранения и использования у работодателя аптечки для оказания первой помощи работникам.
«Об утверждении формы справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации»
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/11-23/00143807)
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» предлагается утвердить форму справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
МИНЗДРАВ РОССИИ
Проект Приказа Минздрава России
«Об утверждении Порядка определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»
(подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/08/11-23/00143906)
Утверждается Порядок, устанавливающий процедуру определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, и медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Планируется признать утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 N 194н (с внесенными изменениями), регулирующий аналогичные вопросы.
СФР
Проект Приказа СФР
«Об утверждении формы сведений о принятом решении территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об оплате расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, направляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования»
(подготовлен СФР, ID проекта 01/02/11-23/00143828)
В целях реализации подп. 13 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждается форма сведений о принятом решении территориальным органом СФР об оплате расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, направляемых в территориальный фонд ОМС.
Признается утратившим силу Приказ ФСС РФ от 03.03.2011 N 26, регулирующий аналогичные вопросы.
Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.
Документы по теме:
Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ»О специальной оценке условий труда»
С изменениями и дополнениями от
23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г., 8, 30 декабря 2020 г., 28 декабря 2022 г., 24 июля 2023 г.
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
28 декабря 2013 года
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991
Основными задачами перспективной модели регулирования в области охраны труда являются:
Изменения в ТК РФ
На портале проектов нормативных правовых актов уже доступен проект Федерального закона. Он был разработан сотрудниками Министерства труда еще 10 февраля 2023 года. Предполагается, что он вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
В году 2024 нам предстоят изменения в процедуре обучения и повышения квалификации работников подразделений, занимающихся проведением государственной экспертизы условий труда. Эти подразделения будут организованы при департаментах труда и социальной защиты в регионах РФ и в федеральных органах исполнительной власти. Сотрудники этих подразделений обязаны будут проходить обучение и повышение квалификации в соответствии со статьей 219 ТК РФ.
Согласно законодательству, в 2024 году главные государственные инспекторы труда обязаны проводить расследование случаев скрытия информации о несчастных случаях на работе, в том числе при получении уведомлений, отправленных работодателями или их представителями в соответствии с ч.6 статьи 228.1 ТК РФ.
Проекты новых приказов и законов Минтруда
Изменения в СОУТ 2024
Новый проект приказа Минтруда ориентирован на утверждение новой методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.
Предполагается, что этот проект приказа вступит в силу с 1 марта 2024 года, а действующий приказ Минтруда России № 33н будет отменен с 1 апреля 2024 года.
с 1 марта 2024 года будут утверждены новые документы, регулирующие проведение СОУТ. Эти документы включают в себя следующие составляющие:
Изменение в организации медосмотров
Новый порядок организации предварительных и периодических медосмотров будет внедрен на основе проекта приказа Минздрава.
Этот проект устанавливает правила проведения медицинских осмотров при поступлении на работу и во время трудовой деятельности, а также перечень медицинских противопоказаний. Новый порядок определяет периодичность осмотров и виды работ, подлежащие обязательным медицинским осмотрам.
Предложены следующие изменения:
Внедрение Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве (ЕГИС)
Это регулируется проектом Федерального закона, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ и связанный с ЕГИС. Ф З должен начать действовать с 1 января 2024 года.
ЕГИС будет подразумевать сбор точных данных о несчастных случаях, произошедших во всех отраслях экономики, с целью обеспечения объективной информации о пострадавших и погибших. Оператором этой системы будет Роструд.
Данные, которые будут включены в ЕГИС:
— Информация об организации, где произошел несчастный случай;
— Информация о комиссии по его расследованию;
— Копии материалов и актов о расследовании;
— СНИЛС пострадавших;
— Уведомление работодателя об окончании временной нетрудоспособности пострадавших и мерах, предпринятых для предотвращения несчастных случаев.
Обязанность предоставлять информацию в ЕГИС лежит на всех работодателях:
Где подготовить специалиста по охране труда?
ЕВИДПО проводит обучение по охране труда для ответственных сотрудников предприятий с учетом всех современных стандартов.
В сжатые сроки вы можете пройти обучение и получить документ, подтверждающий вашу квалификацию:
Например курс Охрана труда. Квалификация: Специалист по охране труда . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Дополнительные изменения
С 1 сентября 2024 года планируются изменения в Трудовом кодексе, касающиеся охраны труда, включая статьи 213, 214 и главу 36.1.
Посмотрите все курсы по направлению Охрана труда