- 10) Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Федеральные программы реформирования и развития
- Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 № 1657 «Об оптимизации
- ФЗ-224 от 30. 2016 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной
- «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
- О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)»
- Реформирование государственной службы Российской Федерации
10) Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Федеральные программы реформирования и развития
15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным была утверждена Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации. Основными целями реформирования государственной службы в Концепции были названы: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей России. Основные положения Концепции включали в себя: описание наличия проблем, цели, основные задачи и этапы реформирования государственной службы, характеристику системы государственной службы, взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества, место кадровая политики в системе государственной службы, осуществление нормативного правового регулирования системы государственной службы, основы организации государственной службы, определение понятия “государственный служащий”, а так же процесс поступление граждан Российской Федерации на государственную службу, прохождение гражданской службы, вопросы оплаты служебной деятельности государственного служащего, государственные социальные гарантии на государственной службе, использование современных информационных технологий, организацию деятельности государственных органов и государственных служащих.
Основные причины, обусловливающие необходимость реформирования системы ГС:
— отсутствие целостной системы ГС;
— неразработанный механизм взаимосвязи Гос и мун службы;
— низкая эффективность деятельности гос служащих;
— неэффективность управления ГС;
— Непоследовательность кадровой политики;
— Слабое использование современных технологий, в т.ч. в сфере управлением персонала;
— кадровый волюнтаризм и правовой нигилизм в кадровой работе;
— наличие противоречий и пробелов в законодательстве о ГС;
— отсутствие надлежащей регламентации функционирования гос органов. Их аппаратов, деятельности гос служащих;
— «Указное право»
— Низкий престиж ГС как профессии и авторитет ГС среди населения;
— отсутствие контроля за деятельностью гос служащих со стороны гражданского общества;
— Коррупция, бюрократизм, информационная закрытость от гражданского общества.
1)Кардинальное повышение эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
2) Создание целостной системы ГС с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ.
В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.
Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», продленной на период 2006 — 2007, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.
Указом Президента РФ от 10 марта 2009 года №261 была принята программа «Реформирование и развитие системы ГС РФ на 2009-2013 года»
Основные мероприятия предусмотренные данной программой:
— Повышение эффективности ГС и результативности служебной деятельности гос службы;
— Формирование системы ГС, создание системы управлением ГС;
— Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы.
Цель Программы — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
На современном этапе развития российского общества сформировались уровни государственной службы — федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось разделение федеральной государственной службы по видам — гражданская, военная и служба в правоохранительных органах (хотя последняя в настоящее время так и не нашла современного законодательного отражения). Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения. Таким образом, различные виды и уровни государственной службы образуют единую систему государственной службы. Указ Президент РФ от 7 мая 2012 года № 601
Проект программы развития государственной службы на 2015-2018гг.
Направления развития системы ГС:
1)Внедрение современных принципов организации ГС:
— функции кадровых служб гос органов будут переориентированы с кадрового делопроизводства на применение современных технологий управления персоналом;
— кадровый состав будет структурирован по направлениям деятельности в рамках профессионально-функциональных групп;
— будет оптимизирована численность гос служ, в т.ч., кадровых служб гос органов;
— будут приняты меры по обеспечению взаимосвязи видов гос службы и совершенствованию их правового регулирования.
2) Формирование новой системы квалификационных требований к должности ГС:
Будет нормативно закреплена трехуровневая система квалификационных требований, вкл. базовые, функциональные и специализированные, которые позволяют определить направления деятельности, объем полномочий, и специфические функции каждого гражданского служащего, исключив их дублирование, а также определять уровень и направления подготовки образования, знания и навыки, проф и личностные качества кандидатов на замещение конкретной должности.
3)Повышение качества отбора для замещении должности ГС РФ.
Будет создана система первичного отбора кандидатов на замещение вакантной должности («единая точка входа») и их проф ориентации, учитывая направление деятельности гос органа.
4)Внедрение комплексной оценки гос служащих.
Будет внедрена комплексная оценка госслужащих вкл в себя:
— на соответствие квалиф требованиям;
— проф качеств;
— результативности проф служебной деятельности, вкл общую оценку;
5)Обеспечение непрерывного профессионального развития госслужащих:
6)Развитие многофакторной системы мотивации госслужащих:
— будет усовершенствована система оплаты труда и предоставления им соц гаантий в виде дифференцированного соц пакета.
— будет разработаны методики формирования фонда оплаты труда с учетом различных направлений деятельности гос органа;
7)Внедрение антикоррупционных кадровых технологий;
8)Обеспечение открытости ГС расширение общественного участия.
Организация управления реализации программой осуществляет Комиссия при Президенте РФ по вопросам ГС и резервам управления кадров посредством постоянно действующей рабочей группы, образов при Комиссии.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 № 1657 «Об оптимизации
численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов»
О сокращении предельной численности:До 31 марта 2011 г. — не менее 5 %До 31 марта 2012 г. – не менее 10 %До 31 марта 2013 г. – не менее 20 %
ФЗ-224 от 30. 2016 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
«О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
(2009-2013 годы)»
Указ Президента РФ № 261от 10 марта 2009 г.
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)»
(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 10.08.2012 N 1156)
В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» постановляю:
Осуществить в 2009-2013 годах мероприятия, направленные на дальнейшее реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации.
Установить, что основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации являются:
формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;
внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Утвердить прилагаемую федеральную программу «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (далее — Программа).
Определить государственным заказчиком — координатором Программы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Возложить на государственного заказчика — координатора Программы осуществление функций по планированию реализации и мониторингу мероприятий, предусмотренных Программой, а также по контролю и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти — государственных заказчиков и исполнителей указанных мероприятий. (в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2012 N 1156)
Правительству Российской Федерации:
обеспечить общий контроль за реализацией Программы;
ежегодно информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения Программы;
при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год предусмотреть в установленном порядке бюджетные ассигнования на реализацию Программы. (в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2012 N 1156)
Пункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2012 N 1156)
Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своих бюджетных средств:
принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой;
разработать и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261
Реформирование государственной службы Российской Федерации
Работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 1980-х гг., но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в условиях независимой России. Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе, закона о федеральной государственной службе. В остальном же государственная служба должна была регулироваться нормативными актами органов власти субъектов РФ.
Еще в конце 1991 г. при Правительстве РФ было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы (впоследствии оно было преобразовано в Департамент государственной службы аппарата правительства); Академия общественных наук при ЦК КПСС была преобразована в Российскую академию управления (с 1994 – Российская академия государственной службы при Президенте РФ). В ведении последней оказались кадровые центры, созданные на основе учебных заведений системы партийного просвещения. В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1993 г. « О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» был образован Совет по кадровой политике при Президенте РФ – консультативный орган при главе государства, который обязательно должен был рассматривать кандидатуры для назначения на должность решениями Президента РФ и Правительства РФ.
В течение 1992–1993 гг. в правительственных структурах с привлечением специалистов разрабатывалась Концепция реформирования государственной службы, которая была опубликована 23 декабря 1993 г. в виде тезисов в «Российской газете». Авторы Концепции отмечали, что в России начала 1990-х гг. невозможно четко отделить государственную службу от других видов деятельности и других социально-правовых институтов. Они предлагали создать нормативную базу государственной службы, которая должна основываться на сочетании мирового опыта и обычаев, традиций народов России; сформировать высокопрофессиональный, высокоморальный корпус государственных служащих; упорядочить систему органов государственной службы; реорганизовать систему финансирования государствен ной службы, сделать ее рациональной и открытой для общественного контроля; формировать в общественном мнении положительный образ государственного служащего.
Почти одновременно с публикацией тезисов Концепции Президент РФ подписал Указ от 23 декабря 1993 г. № 2267, утверждающий Положение о федеральной государственной службе.
В Положении впервые были перечислены лица, относящиеся к категории федеральных государственных служащих. Ими стали те, кто занимают государственные должности в Администрации Президента РФ, аппарате Правительства РФ, Совете безопасности РФ, палатах Федерального Собрания РФ, органах судебной власти, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палате РФ, других федеральных органах власти РФ. Положение закрепило следующие принципы государственной службы: законность, обязательность для подчиненного решений вышестоящего руководителя, подконтрольность и подотчетность государственных органов и деятельности государственных служащих, внепартийность, равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, социальная защищенность федеральных государственных служащих, стабильность государственной службы. К государственным должностям были отнесены высшие и главные государственные должности (квалификационные требования к ним устанавливал Президент РФ), ведущие, старшие и младшие государственные должности (квалификационные требования к ним устанавливало Правительство РФ или какой-либо орган по его поручению). В рассматриваемом документе перечислялись права и обязанности государственного служащего, вводились некоторые ограничения. Государственный служащий, например, не мог заниматься какой-либо деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, принимать подарки, участвовать в забастовках и т.п. Был определен широкий круг гарантий социальной и правовой защиты государственного служащего. Положением устанавливались классные чины, напрямую связанные с занимаемыми должностями. Положение довольно подробно регламентировало процедуру увольнения (отставки) государственного служащего.
Уже 12 февраля 1994 г. Указом Президента РФ было утверждено Положение об Управлении федеральной государственной службы Президента РФ. В январе 1996 г. оно было преобразовано в Главное управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, в октябре этого же года – в Управление кадровой политики Президента РФ. В соответствии с этими реорганизациями менялись и функции названных органов. По Положению, принятому в декабре 1996 г., основными функциями Управления кадровой политики являются: обеспечение деятельности Президента РФ по определению им основных направлений кадровой политики и развития государственной службы; обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, отнесенных к его ведению законодательством РФ; обеспечение контроля за состоянием законодательства РФ по вопросам кадровой политики и государственной службы; обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной службе государственными служащими, назначенными на должность Президентом РФ. Таким образом, с 1994 г. при главе государства существует орган, определяющий кадровую политику в стране.
Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 был введен Сводный перечень государственных должностей от Президента РФ до судьи федерального суда, дополняемый по мере необходимости. В тот же день был введен Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих.
Впоследствии Государственная Дума разработала Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Его принятие обусловило уточнение, а в отдельных случаях и поглощение некоторых положений президентских актов. Закон вступал в силу с некоторыми изъятиями. Он имел рамочный характер, и поэтому предполагалось принятие пакета других нормативных актов, регламентирующих особенности государственной службы в отдельных органах, вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих, порядок присвоения квалификационных разрядов и пр. Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» правильнее было бы назвать законом об основах службы гражданской, так как он почти не затрагивал военную и разновидности милитаризованной службы.
Следует заметить, что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Положение о федеральной государственной службе и связанные с ними нормативные акты позаимствовали ряд положений из дореволюционного (вплоть до Табели о рангах) и советского законодательства.
На уровне субъектов РФ первый закон о государственной службе был принят в Республике Саха (Якутия) еще до принятия новой Конституции, но интенсивная разработка соответствующего законодательства в субъектах РФ началась после декабря 1993 г.
Таким образом, в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. В 1992–2002 гг. осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы.
Основные цели и задачи реформирования сложившейся системы государственной службы РФ были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 2001 г. (далее – Концепция). В 2002 г. Президент РФ подписал Указ о программе реформирования государственной службы в Российской Федерации, в котором отмечались следующие проблемы государственной службы:
недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
В соответствии с Концепцией были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.
Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 г. – Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Затем был принят Федеральный закон от 3 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.
Были определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Опыт осуществления мероприятий Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003– 2005 годы)», продленной затем Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)” на 2006–2007 годы», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.
Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства РФ о формировании системы управления государственной службой. В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.
Практика реализации Концепции и Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003– 2005 годы)», опыт совершенствования государственного управления в зарубежных странах показывают, что внедрение современных принципов и технологий на государственной службе является длительным и сложным процессом. Мероприятия по реформированию и развитию системы государственной службы предполагают их осуществление в два цикла бюджетного планирования. Таким образом, Программа 2009–2013 гг. носила среднесрочный характер и реализовалась в два этапа.
На первом этапе (2009–2010) с учетом правоприменительной практики проводилась работа, направленная на усовершенствование федерального законодательства в сфере государственной службы; разработаны и внедрены механизмы противодействия коррупции; разработаны современные кадровые, образовательные, информационные и управленческие технологии и механизмы, обеспечивающие результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
На втором этапе (2011–2013) был осуществлен мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформирован механизм обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечено внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершено формирование единой системы управления государственной службой.
Таким образом, реформирование системы государственной службы носит долгосрочный характер и проводится в несколько этапов. Проделана значительная работа по формированию законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы. Остается ряд проблем в сфере правового регулирования военной и правоохранительной службы.